На массовом рынке новостроек Московского региона фактор сезонности отменен: к середине лета спрос вырос на 21% и в 2,6 раза превышает показатель годичной давности
По данным Департамента новостроек и Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, этим летом в Новой Москве и области возросла популярность первичных объектов экономкласса – спрос варьируется в диапазоне до 49%; комфорт-класс сдает позиции, и только в старых границах Москвы доля спроса на лоты этой категории выросла с 61% до 64%. Аналитики выявили начало формирования новой тенденции первичного рынка жилья: рост востребованности трех- и многокомнатных квартир в старой Москве – сегодня на них приходится 21% спроса против 17% прошлым летом. Для стимуляции растущего спроса застройщики в отдельных проектах увеличили максимальный размер скидок до 30% в надежде реализовать низколиквидные объекты.
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, в настоящее время предложение на первичном рынке Московского региона в 5,5 раза превышает спрос: оно представлено 249 556 лотами, тогда как реализованный спрос составляет 45 585 объектов. При этом, вопреки прогнозам специалистов по недвижимости о традиционном сезонном затишье, на рынке новостроек отмечен рост летних показателей спроса и предложения по сравнению с весенними. Так, в старых границах Москвы спрос в первой половине июля составляет 9 306 лотов, что на 21% превышает данные первой половины апреля, объем предложения за три месяца увеличился на 11% – сегодня это 47 600 объектов. Спрос на первичном рынке Новой Москвы результировался в 3 910 реализованных лотов и демонстрирует положительную динамику 8,4% по сравнению с данными апреля, объем предложения вырос на 2,6% и составляет 16 772 объекта. В Подмосковье показатель спроса летом возрос на 5,5% и в настоящее время представлен 32 369 объектами, предложение увеличило свой объем до 185 184 объектов, положительная коррекция – 5,2%. В целом по региону показатель спроса на первичные объекты этим летом в 2,6 раза выше, чем год назад.
Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, комментирует: «Возможно, постепенно фактор сезонности на рынке новостроек нивелируется: в прошлом году покупательская активность в течение летних месяцев была стабильно умеренной, в 2017-м мы отмечаем ее ощутимый рост. Пора признать, что лето – не мертвый сезон, поскольку именно в этот период девелоперы предоставляют наиболее выгодные условия приобретения жилья. Например, сейчас уровень максимальных скидок впервые превысил отметку в 30%, однако застройщики не всегда широко заявляют о размере дисконта, но при этом снижают цены на неликвидные квартиры, стараясь на фоне растущего спроса реализовать “залежалый” товар. Вообще в настоящее время в 90% проектов Московского региона объекты предлагаются покупателям со скидками разной величины.
Немаловажную роль в формировании спроса на рынке новостроек играет снижение ставок по ипотечным кредитам: несмотря на отмену господдержки, количество операций с привлечением займов растет в течение всего 2017 года примерно на 3,5% в месяц; за июнь доля ипотечных покупок увеличилась на 4-5% и превысила 80% от общего числа сделок на первичном рынке».
Спрос в зависимости от категории жилья
Проведенный специалистами ИНКОМ-Недвижимость анализ покупательских предпочтений относительно категорий жилья выявил смещение приоритетов. Например, спросообразующие на рынке новостроек Московского региона объекты комфорт-класса этим летом стали менее популярными: в Новой Москве на них приходится сегодня 72% общего спроса (вместо 77% в апреле), в Подмосковье – не более 42% (вместо 46% в апреле). Только в старой Москве объем спроса на такие предложения увеличился – с 61% до 64%.
Востребованность объектов экономкласса, напротив, повысилась: в Новой Москве – на 6 п. п., с 18% в апреле до 24% от общего спроса в июле этого года; в Московской области – на 5 п. п., с 43% до 49%. В старых границах Москвы популярность экономичных квартир в новостройках снизилась с 12% спроса до 11%.
Дмитрий Таганов объясняет: «Платежеспособный спрос продолжает плавное смещение в старую и Новую Москву. С одной стороны, в области остаются покупатели, которые рассматривают только низкобюджетные варианты. С другой стороны, в ТиНАО сопоставимые, но не равнозначные подмосковным бюджеты покупки и те, кто мог себе позволить приобрести областные квартиры комфорт-класса, выбирают экономичное жилье, но в столице. Во многом благодаря именно этим фактам мы наблюдаем увеличение востребованности лотов экономкласса и снижение спроса на объекты комфорт-класса».
Жилье категории «бизнес» заведомо не пользуется широкой популярностью: в столице в ее прежних границах спрос на такие предложения упал с 20% до 19%, в Новой Москве – с 5% до 4%, в Подмосковье – с 11% до 9%.
Спрос в зависимости от количества комнат
Специалисты Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость отмечают формирование новой тенденции на столичном рынке новостроек – рост популярности трех- и многокомнатных квартир в старой Москве: в середине июля этого года они занимали 21% спроса, тогда как летом прошлого года на их долю приходилось не более 17% покупательского спроса.
«Данная тенденция складывается в силу того, что уже несколько лет в составе предложения превалируют одно- и двухкомнатные объекты как наиболее доступные. При этом сохраняется немалая доля покупателей, которым необходимо именно многокомнатное жилье – например, семьи с детьми. Соответственно, сейчас реализуется отложенный спрос со стороны этой категории потребителей, – поясняет Дмитрий Таганов.
В Новой Москве этим летом желающих приобрести большие квартиры немного: около 14% (весной было 15%); заинтересованность покупателей в однокомнатном жилье увеличилась с 46% до 48%; студии занимают нишу 3% (против 4% весной); на двухкомнатные квартиры приходится 35% спроса.
Чуть более востребованными трех- и многокомнатные лоты стали в Подмосковье – рост в отчетный период с 11% до 12%. Увеличилась популярность двухкомнатных квартир: сейчас их выбирают 34% против 32% в апреле. Студии и однокомнатные объекты этим летом потеряли свой объем спроса: студии – с 10% до 9%, «однушки» – с 47% до 45%.