Покупатель жилья комфорт-класса: женщин стало больше, мигрантов – меньше
Ипотечный заемщик-мужчина с московской пропиской в возрасте 31-35 лет. Именно так, по версии «Речников Инвест» – застройщика городского квартала комфорт-класса «Ривер Парк» – выглядит типичный покупатель жилья в новостройках массового сегмента Москвы.
Городской квартал «Ривер Парк» по итогам 2016 года вошел в топ-15 самых продаваемых московских новостроек комфорт-класса. Поэтому портрет покупателя в данном проекте можно экстраполировать на весь рынок массового сегмента. Чтобы выяснить, кто выбирает жилье в новостройках комфорт-класса, «Речников Инвест» проанализировал сделки первого полугодия 2017 года и ранжировал покупателей по возрасту, полу, способам оплаты и городам.
Мужчин и женщин среди покупателей массового сегмента оказалось почти поровну: 53% и 47% соответственно. Интересно, что за год доля вторых увеличилась на 1%. По форме взаиморасчета по-прежнему лидирует ипотека (48%). Еще 39% сделок совершаются со 100% оплатой, 13% – в рассрочку. Относительно 2016 года структура взаиморасчета с застройщиком осталась почти прежней – произошло минимальное снижение доли ипотеки на 3%. По данным аналитиков «Речников Инвест», это связано с краткосрочным ростом ипотечных ставок в начале 2017 года после завершения программы господдержки.
«Несмотря на то, что доля женщин среди покупателей новостроек массового сегмента меньше 50%, большая часть первичных обращений поступает в проекты комфорт-класса от представительниц прекрасного пола, – отмечает Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк». – Именно жены занимаются мониторингом программ ипотеки, доскональным изучением графика платежей, сравнением ставок по страхованию. Однако это не значит, что потом они же оформляют кредит на себя. В «Ривер Парке» среди всех заемщиков 41% – женщины. Соответственно, доля мужчин в общей структуре ипотечных сделок – 59%. По итогам 2016 года соотношение по половому признаку было иным: 38% и 62% соответственно. Рост доли женщин-заемщиков – позитивный знак для рынка. Ведь в 2015-2016 годах наблюдалась как раз обратная тенденция. Опасаясь не справиться с кредитной нагрузкой из-за роста цен, женщины чаще мужчин отказывались от приобретения недвижимости. Поэтому пусть небольшой, но рост количества заемщиков женского пола говорит о восстановлении рынка и большей уверенности покупателей в своих финансовых возможностях».
В 2017 году самыми активными покупателями в массовом сегменте были люди в возрасте 31-35 лет. На них пришлось 24% заключенных сделок. Еще 18% договоров застройщик «Ривер Парка» заключил с клиентами 36-40 лет и 16% сделок – до 30 лет. Причем интересно, что 5% квартир были куплены людьми уже пенсионного возраста 61-69 лет. За год возрастная структура изменилась минимально, кардинального перераспределения сделок по возрастному составу не отмечено.
По данным «Речников Инвест», большая часть покупателей столичных новостроек комфорт-класса – москвичи (69%). Относительно 2016 года их доля не изменилась. Зато усилили позиции клиенты из подмосковных городов: с 22,97% в 2016 году до 25,5% в 2017 году. Наибольшее число сделок заключили жители городов Видное, Балашихи, Люберцы. Оставшиеся 5,5% договоров пришлись на региональных покупателей, среди которых жители Чебоксар, Казани, Новосибирска, Сургута. Год назад клиенты из других областей заключили 8,1% сделок.
«Снижение бюджета покупки в столичных комплексах способствовало росту доли подмосковных покупателей, которые, продав старое жилье, с небольшой доплатой теперь могут обменять его на московскую недвижимость, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп» (партнер по реализации ЖК «Ривер Парк»). – Однако в первую очередь это касается крупных городов-спутников в первом поясе от МКАД с самой высокой стоимостью квадратного метра. Большая часть жителей Подмосковья по-прежнему не может позволить себе квартиру в пределах МКАД. Поэтому, несмотря на перераспределение покупательской активности в пользу столицы, соотношение предложения и спроса в московском регионе остается сбалансированным: на первичный рынок Подмосковья приходится 63% всех квартир в продаже и 65% заключенных ДДУ. На Москву – 37% предложения и 35% сделок соответственно. Одновременно в 2017 году стабилизация экономической ситуации снизила масштаб внутренней миграции. Московские новостройки стали менее интересны региональным клиентам».
«Несмотря на столь широкую географию проживания наших клиентов, все покупатели «Ривер Парка» принадлежат к одной социальной группе, – подводит итог Лариса Швецова. – По концепции и характеристикам городской квартал приближен к новостройкам бизнес-класса, что подстегивает спрос со стороны определенной категории клиентов. В частности, порядка 60% всех покупателей новостройки – семьи с детьми. Подобный портрет клиента сформировался не только благодаря семейной концепции, но и уровню цен чуть выше среднего из-за наличия уже готовых корпусов в продаже. В результате, в «Ривер Парке» создается однородное окружение людей схожего социального положения и достатка. Поэтому с большой вероятностью жители не просто легко наладят добрососедские отношения, но и, возможно, найдут новых знакомых».