Средние метражи загородного жилья на четверть превышают востребованные покупателем размеры, при этом на масштабную оптимизацию проектов у застройщиков уйдет не менее пяти лет
В Департаменте загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость проанализировали, как менялись площади домовладений и участков на «загородке» Московского региона начиная с докризисного 2013 года, а также сравнили метражи предлагаемых объектов с теми, которые пользуются реальным спросом у покупателей: в среднем, первые оказались на 24% больше вторых.
Динамика минимализма: минус 37,3% за 4 года
Из-за значительного числа в предложении на «загородке» низколиквидных лотов больших площадей может сложиться впечатление, что средний метраж загородных домов со временем увеличивается, хотя на самом деле это не так. По мере возможностей девелоперы сокращают площади в рамках выводимых очередей своих проектов, стараясь адаптироваться к новым реалиям рынка. Как итог, с первого квартала 2013 года по аналогичный период 2017-го средний метраж загородного жилья постепенно снижался, достигнув к настоящему моменту отметки 131,4 кв. м. По сравнению с докризисным 2013 годом, когда он был равен 209,7 кв. м, падение оказалось весьма существенным – минус 37,3%.
Отрицательная динамика коснулась всех форматов: средняя площадь коттеджей за четыре года сократилась на 14%, до 271,4 кв. м, таунхаусов – на 7,1%, до 163,1 кв. м, дуплексов – на 18,2%, до 157,5 кв. м. Квартиры в малоэтажных жилых домах (МЖД) стали меньше на 11,6%, теперь их метраж в среднем составляет 63,9 кв. м.
Аналогичные изменения произошли с придомовыми участками почти во всех форматах, а также с участками без подряда (УБП). Сильнее всего снизилась средняя площадь участков при коттеджах: сейчас она равна 13,6 сот., что на 28,4% меньше показателей 2013 года. Размер придомовых участков у дуплексов сократился на четверть, до 4,1 сот., и лишь у таунхаусов земельные наделы увеличились на 17,2%, до 3,4 сот. Что касается УБП, то их средний метраж за отчетный период снизился на 12,9%: с 16,3 сот. до 14,2 сот.
Ожидания и реальность: диспропорция в четверть
Однако даже сократившиеся за четыре года более чем на треть площади загородного жилья не до конца удовлетворяют требованиям сегодняшних покупателей. Так, средний размер приобретаемого домовладения сейчас составляет всего 100 кв. м, что на 23,9% меньше среднего метража предлагаемых лотов.
В отличие от последовательной динамики сокращения площадей домов в предложении, тренды в изменении размеров реализуемых объектов более разнообразны: за период с 2013 по 2017 годы они шли как вниз, так и вверх, в зависимости от площадей предлагаемых лотов. Впрочем, если сравнить начальную (102,4 кв. м) и конечную (100 кв. м) точки, за этот срок показатели изменились всего на 2,3% со знаком «минус».
Если рассмотреть ситуацию по форматам, самая большая разница между метражами в предложении и спросе наблюдается у УБП: средняя площадь находящегося в продаже участка равна 14,2 сот., а средний размер купленного надела – 9,6 сот., т.е. на 32,4% меньше.
Схожие цифры у МЖД, где зазор между «ожиданиями» и «реальностью» составляет 29,1%: средний метраж квартиры в экспозиции равен 63,9 кв. м, а при сделке – 45,3 кв. м.
У коттеджей средняя площадь лота в предложении достигает 271,4 кв. м, в реализации – 227,4 кв. м, что меньше на 16,2%. Почти такое же положение дел у таунхаусов: там предлагаются домовладения средним метражом 163,1 кв. м, а покупаются объекты размером 137,4 кв. м. Наконец, у дуплексов этот разрыв составляет 8,9%: средняя площадь экспонируемого лота равна 157,5 кв. м, а приобретенного – 143,5 кв. м.
Казалось бы, учесть пожелания покупателей не так сложно, но проблема заключается в том, что застройщики здесь сами являются заложниками ситуации.
«Все эксперты в загородном сегменте говорят о том, что минимизация площадей для оживления покупательского спроса необходима, – рассказывает директор Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Андрей Кройтор. – И девелоперы рады бы откликнуться на такие призывы, но многим из них мешает инертность самого рынка и, главное, нехватка свободных денежных средств для внесения корректив в свои проекты. Чтобы получить эти средства, надо иметь хорошие продажи, а предложение на “загородке” сейчас переполнено морально устаревшими низколиквидными лотами. Я считаю, на то, чтобы разорвать этот порочный круг, застройщикам с учетом нынешней рыночной ситуации потребуется не менее пяти лет».