Только каждая пятая дача имеет шансы на реализацию, при этом средний ценник в данном формате превышает бюджет сделки в четыре раза
В преддверии открытия дачного сезона специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость изучили сегмент дач Московского региона. В частности, выяснилось, что доля неликвида здесь достигает 80%, и лишь 5% объектов полностью отвечают запросам покупателей, которые при выборе ориентированы на цены в четыре раза ниже средней стоимости предложения. Однако это не мешает дачам уверенно конкурировать с коттеджами экономкласса на «первичке».
Предложение: только 20% лотов найдут своего покупателя
На данный момент дачи занимают 37% предложения на вторичном загородном рынке Московского региона: их насчитывается более 33 тысяч. Впрочем, такое изобилие обманчиво: около 80% из них являются неликвидом по причине завышенных – нередко на 40-50% – цен или низких потребительских характеристик. 15% предлагаемых к продаже лотов в той или иной степени отвечают требованиям покупателей, хотя тоже могут иметь свои недостатки (например, большую удаленность от Москвы), и только 5% объектов – это наиболее качественный ликвидный товар. К показателям ликвидности, помимо адекватной рынку цены, относятся хорошее состояние дома, наличие рядом леса и реки, транспортная доступность, близость к столице, развитая социальная инфраструктура в локации и т.д.
Цены: ожидания и реальность не совпадают
За последние полгода дачи подешевели на 13%, сейчас средняя цена предложения такого лота составляет 7,6 млн руб. Однако эта цифра остается весьма далекой от реалий рынка: в настоящее время успешно продаются объекты стоимостью не более 1,5-2 млн руб. При наличии бюджета 7-8 млн руб. покупатели загородной недвижимости, как правило, рассматривают вариант приобретения коттеджа.
«Так как большинство дач имеет крайне низкие характеристики ликвидности, их было трудно продать и до кризиса, а сейчас такая задача приближается к невыполнимой, – комментирует руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – Срок экспозиции на загородной “вторичке” измеряется годами, но если раньше на продажу дачи требовалось до трех лет, то сегодня – порядка пяти».
Из-за переоцененности объектов скидки на вторичном рынке играют скорее символическую роль: получить дисконт 25-30% покупателям удается редко, обычно владельцы не готовы уступать больше 10%.
Спрос: новый конкурент коттеджей
Спрос на дачи не претерпел за год серьезных изменений. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются объекты стоимостью до 1,5 млн руб., с благоприятными природными условиями и хорошей транспортной доступностью, на расстоянии не более 80 км от Москвы. В рамках этого бюджета они уверенно конкурируют с коттеджами экономкласса на первичном рынке, где подобное предложение просто отсутствует.
«Цены обслуживания в организованном коттеджном поселке и садовом товариществе несопоставимы, – говорит Дмитрий Таганов. – В поселке на это уходит порядка 20 тыс. руб. в месяц, а в СНТ столько берут за год. Если клиент намерен сэкономить не только на покупке дома, но и на дальнейшем проживании, ему, конечно, предпочтительнее выбирать объект в садовом товариществе. К тому же, покупая дачу, человек получает полностью готовый к заселению дом, нередко – вместе с садом. В поселке на “первичке” ему предстоит заниматься всем обустройством самостоятельно».
Дача напрокат: от 20 тыс. руб. в месяц
Спрос на загородную аренду стартовал еще в марте, и на данный момент прирост «весенних» звонков по отношению к зимнему периоду составил около 20%. Впрочем, это на 10 п.п. меньше, чем было зафиксировано накануне прошлогоднего дачного сезона.
Аренда дачи на не самых престижных направлениях – например, на юге или востоке – в этом году стоит 20-25 тыс. руб. в месяц. Примерно на 10 тыс. руб. дороже обойдется дом на севере или западе области, рядом с водохранилищами. За месяц дачной аренды на небольшом расстоянии от МКАД, особенно в локациях Новой Москвы, придется отдать 40-50 тыс. руб.
Среди популярных предпочтений арендаторов значатся объекты с баней, беседкой и оборудованной зоной для барбекю, а также возможность добраться до места на общественном транспорте.