Двор без машин. Мода или необходимость?
В Москве увеличивается число комплексов комфорт-класса, в которых реализуется концепция «Двор без машин». Эксперты компании «Метриум Групп» назвали 5 преимуществ, которые дает покупателям недвижимости этот подход девелоперов к благоустройству придомовой территории.
Идея освободить дворы от машин в нашей стране родилась еще в советское время – пилотный проект для микрорайона Северное Чертаново был разработан более 40 лет назад. Однако реализовать его на практике так и не удалось. В новейшей истории первыми проектировать дворы без машин стали девелоперы комплексов элитного и премиум-класса – ЖК «Литератор», ЖК Wine House, ЖК «Садовые кварталы», ЖК «Сады Пекина» и других проектов. Постепенно модная концепция стала использоваться и в сегменте недорого жилья. Среди жилых комплексов комфорт-класса, представленных в настоящее время на первичном рынке столичной недвижимости, дворы без машин запланированы в ЖК «Яуза Парк», городском квартале «Ривер Парк», ЖК «Кварталы 21/19», ЖК «ВЛюблино», ЖК «LIFE-Митинская Ecopark», ЖК «LIFE-Ботанический сад», микрорайоне «Домашний», ЖК «Город на реке Тушино - 2018», ЖК «Эталон-Сити», ЖК «Ясный», ЖК «Мещерский лес» и других проектах.
Концепция «двор без машин» в современных ЖК имеет 5 преимуществ перед традиционными подходами к организации придомового пространства.
1. Безопасность детей
В инфраструктуру многих жилых комплексов комфорт-класса в настоящее время входят собственные школы, образовательные и развивающие центры. Однако даже если школа находится «в двух шагах», но по территории постоянно ездят автомобили, родителям приходится ежедневно провожать детей до мест занятий и встречать их, чтобы отвести домой. В тех ЖК, где реализуется концепция «двор без машин», этой проблемы не существует. Дети могут свободно передвигаться по территории без сопровождения, а родители – не беспокоиться за их безопасность. Кроме того, отсутствие автомобильных дорог во дворах положительно влияет на экологию, так как снижается уровень загрязненности воздуха выхлопными газами.
2. Привлекательный пейзаж
Хаотично припаркованные у домов разноцветные автомобили способны испортить вид даже самого красивого двора. В комплексах, где реализуется концепция «двор без машин», все автомобили «спрятаны» либо в подземных, либо в отдельно стоящих наземных паркингах.
«В ЖК «Яуза Парк» предусмотрен двухуровневый подземный паркинг, количество машино-мест превышает число квартир, – говорит Дмитрий Земсков, коммерческий директор ОАО «Главстрой Девелопмент» (девелопер проекта «Яуза Парк»). – Поэтому мест для хранения автомобилей должно хватить всем новоселам. Кроме того, для удобства жителей запланирован отдельный грузопассажирский лифт, на котором на подземный паркинг можно спуститься из жилой части дома, не выходя на улицу».
3. Увеличение полезной площади территории
Во дворах, полностью свободных от автомобилей, образуется дополнительное пространство для озеленения, а также строительства объектов для отдыха и занятий спортом на свежем воздухе. Например, в городском квартале «Ривер Парк» появятся площадки для детей разных возрастов – 1-6 лет, 6-11 лет, для подростков от 12 лет и трансформируемые пространства, на которых летом можно играть в волейбол или футбол, зимой кататься на коньках или играть в хоккей. А в ЖК «Яуза Парк» придомовая территория продолжает прибрежную зону реки, подземный паркинг имеет эксплуатируемую кровлю. Все это позволяет использовать территорию максимально комфортно и функционально для людей.
4. Безопасность автомобилей
Хранение машин в закрытых паркингах дает автовладельцам несколько преимуществ по сравнению с теми, кто вынужден оставлять машину на стихийных уличных парковках. Во-первых, исчезает ежедневная проблема поиска свободного места во дворе у дома. Во-вторых, продлевается срок службы «железного коня». Если на улице в столице температура в течение года может колебаться в диапазоне от -30 до +35 °С, то в подземных паркингах она составляет от +5 до +13 °С, и при этом автомобиль защищен от снега, дождя и града. В-третьих, современные паркинги, как правило, оборудованы системами охраны и видеонаблюдения, поэтому снижается риск угона или повреждения автомобиля злоумышленниками. И, наконец, в зимний период машину не приходится чистить от снега после ночной метели, а летом от «сюрпризов», оставленных птицами.
5. Удобная среда для МГН
На придомовой территории комплексов с реализованной концепцией «двор без машин» проще создать так называемую безбарьерную среду, адаптированную для проживания маломобильных групп населения. Отсутствие автомобильных дорог и проездов позволяет минимизировать количество тротуарных бордюров, являющихся одним из самых сложных препятствий для инвалидов-колясочников. Благодаря этому, у МГН появляется возможность для свободного передвижения по территории комплекса. В настоящее время элементы концепции безбарьерной среды внедряются в нескольких жилых комплексах с дворами без машин, например, ЖК «Яуза Парк», ЖК «ВЛюблино» и городском квартале «Ривер Парк».
«У покупателей недвижимости комфорт-класса в столице еще нет длительного опыта проживания в комплексах, где реализована концепция «двор без машин», – говорит Дмитрий Земсков. – Большинство проектов, девелоперы которых используют этот подход к благоустройству территории, находятся на этапе строительства. Одними из первых оценить эту опцию на практике смогут покупатели квартир в точечных новостройках класса комфорт, вводимых в этом году. ЖК «Яуза Парк» – в их числе. В больших проектах, включающих несколько очередей строительства, в полной мере воспользоваться преимуществами концепции «двор без машин» до завершения всей стройки будет проблематично».
«В последнее время новые тренды в сегменте массового жилья развиваются очень стремительно, – резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Чтобы привлекать покупателей в условиях высокой конкуренции, многие девелоперы внедряют в жилых комплексах такие решения, которые ранее были редкостью в сегменте недорогой недвижимости. Пока массовое распространение концепции «двор без машин» сдерживает высокая стоимость машиноместа в закрытых паркингах. В настоящее время в ЖК нижнего ценового сегмента она начинается от 275 тыс. руб. и доходит до 1 млн руб. и выше. Но со временем необходимость покупки машиноместа и наличие дворов, свободных от автомобилей, станет привычным для жителей новостроек комфорт-класса. Как только из модного тренда «двор без машин» превратится в необходимость, эта опция будет представлена в подавляющем большинстве ЖК массового сегмента».