За два года метраж в столичных новостройках сократился на 11%, а бюджет покупки – на 19%
Метраж квартир в столичных новостройках снижается в течение двух прошедших лет. В целом по рынку, за период с января 2015 по январь 2017 г. средняя площадь продаваемых квартир снизилась на 11% – с 73,2 кв. м до 65,5 кв. м. В некоторых сегментах сокращение метража достигло более внушительных размеров, и только в экономклассе, где лишних метров не наблюдалось и ранее, средняя площадь квартир сократилась всего на 1%.
При этом проектная средняя площадь, по сравнению со средним метражом квартир на экспозиции, снизилась более существенно – на 12%. Данный факт свидетельствует, что застройщики сначала выводят на продажу квартиры побольше, а лоты с оптимальным метражом (как самые ликвидные) выставляют на более поздних этапах строительства и по более высокой цене за квадратный метр.
Рассматривая сегменты массового жилья и бизнес-класса, доля которых составляет более 90% столичного рынка, эксперты «БЕСТ-Новострой» отмечают, что наиболее заметно уменьшились метражи в бизнес-классе – здесь средняя площадь квартир за два года сократилась ровно на 10 кв. м. – с 87,7 до 77,7 кв. м (или на 11%). Застройщики стараются компенсировать это качественной инженерией и другими опциями, присущими данному классу, но сам факт сокращения площадей говорит о том, что кризис научил считать деньги и более обеспеченных покупателей.
класс |
средняя площадь предложения |
изменение за период янв.15-янв.17 |
средняя площадь проектная |
изменение за период янв.15-янв.17 |
средний бюджет |
изменение за период янв.15-янв.17 |
количество предлагаемых квартир |
изменение за период янв.15-янв.17 | ||||
янв.15 |
янв.17 |
янв.15 |
янв.17 |
янв.15 |
янв.17 |
янв.15 |
янв.17 | |||||
в целом по рынку* |
73,2 |
65,5 |
-11% |
73,0 |
64,4 |
-12% |
15 170 660 |
12 327 120 |
-19% |
13 829 |
32 637 |
136% |
бизнес |
87,7 |
77,7 |
-11% |
88,6 |
79,1 |
-11% |
22 560 682 |
18 483 812 |
-18% |
6 050 |
13 129 |
117% |
комфорт |
62,1 |
57,3 |
-8% |
59,0 |
55,2 |
-6% |
9 492 409 |
8 537 656 |
-10% |
7 434 |
16 470 |
122% |
эконом |
57,3 |
56,6 |
-1% |
59,2 |
57,2 |
-3% |
7 931 483 |
6 264 320 |
-21% |
345 |
3 038 |
781% |
*Без учета новостроек премиум- и элитного класса.
Наименьшее снижение зафиксировано в экономклассе – минус 1% объясняется тем, что данный сегмент и ранее не отличался излишествами. К тому же, большинство проектов экономкласса – типовые панельные дома, планировочные решения в которых большей частью остаются неизменны, а более компактные квартиры предусматривает только «новая» панель, применение которой началось недавно.
В комфорт-классе площадь продаваемых квартир уменьшилась на 5 кв. м или на 8%, причем в большинстве случаев это обусловлено более эффективными планировками, которые в последнее время стали все чаще появляться в новостройках массового спроса.
Тенденцию на снижение площади жилья эксперты «БЕСТ-Новострой» объясняют рядом причин, главными из которых являются снижение реальных доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги, а также курс властей на обеспечение граждан жильем.
«В условиях кризиса такая мера оправданна и целесообразна, так как способствует увеличению доступности жилья для покупателей с ограниченным бюджетом, а застройщикам позволяет сохранять стабильную динамику продаж. За два года сокращение метража квартир в совокупности с рекордным объемом предложения, вышедшим на рынок в 2015 и 2016 годах, привели к сокращению бюджета покупки во всех сегментах. В целом по рынку (без учета премиум-и элитного класса) средний бюджет покупки снизился на 19%. Разумеется, в этих условиях московские квартиры стали более доступны большему числу покупателей», – поясняет Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой».
Однако, по мнению экспертов «БЕСТ-Новострой», подобная тактика застройщиков в недалеком будущем может привести к профициту малогабаритных квартир и ограниченному выбору комфортных для проживания просторных и/или многокомнатных квартир. Уже сегодня, впервые за полтора года, в компании наблюдают возросший интерес покупателей к нормальным по площади квартирам, которые есть далеко не во всех новостройках.
«По этой причине в некоторых проектах покупки блоками (три студии или однушка+двушка) с целью последующего объединения в просторную многокомнатную квартиру встречаются сегодня все чаще. Однако в этом случае все хлопоты по перепланировке и ее согласованию ложатся на покупателя, что неправильно с точки зрения клиентоориентированности. В этой связи стратегически верным шагом в привлечении покупателя является увеличение вариантов выбора – пусть в проекте будет пять-семь трехкомнатных квартир, но они должны быть», – считает Ирина Доброхотова.
Также, по мнению эксперта, важна умеренность и в сокращении площадей, чтобы не переступать ту грань, за которой проживание в квартире перестает быть комфортным. Причем уменьшение метража должно происходить за счет оптимизации пространства и эффективных планировочных решений, в этом плане хорошим примером являются европланировки.
Соблюдение правила золотой середины и стратегия на увеличение ассортимента планировочных решений позволит девелоперам за счет расширения покупательской аудитории сохранять в своих проектах конкурентоспособные цены и стабильную динамику продаж. Это представляется особенно важным на фоне рекордно выросшего предложения на первичном рынке Москвы в массовом сегменте и бизнес-классе– за два года объем экспозиции увеличился на более чем 18 тысяч квартир или в 2,4 раза (с 13 829 лотов в январе 2015-го до 32 637 в январе 2017-го).