В торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга на сегмент F&B приходится только 4-5% площадей

18.11.2016

Специально к международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей в Каннах, компания JLL подготовила исследование арендаторов сегмента food & beverage (F&B, общепит) в торговых центрах двух основных рынков России – Москвы и Санкт-Петербурга.


Увеличение доли ресторанов и кафе в торговых центрах становится новым глобальным трендом, что также заметно на европейском рынке. По данным JLL, операторы кафе и ресторанов в среднем занимают 15% арендуемой площади ТЦ в Европе и входят в число ключевых арендаторов. Понимая рост значения сегмента F&B в современной жизни, собственники торговых объектов уделяют ему особое внимание. В российской практике пока мало примеров, когда ресторанная зона становится точкой целевого притяжения в ТЦ, но все же отдельные объекты воплощают в жизнь мировые тренды.

«За последние пять лет предложение на рынке качественных торговых центров в России удвоилось и превысило 20 млн кв. м – только за 2015 год было введено 1,9 млн качественных торговых площадей, и аналогичный объем ожидается в текущем году, - говорит Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – Появление большого количества новых торговых центров предоставляет потребителям более широкий выбор, при этом их привычки меняются под влиянием кризиса. В результате конкуренция за лояльных клиентов усиливается, заставляя собственников объектов искать новые способы привлечения и удержания посетителей. Одним из них становится грамотно сформированная зона питания в торговом центре».

Рынок качественных торговых центров Москвы насчитывает 104 объекта общей площадью 4,94 млн кв. м, что превышает показатели большинства европейских столиц, Санкт-Петербурга – 58 объектов (2,2 млн кв. м). По оценке компании JLL, в Москве заведения общественного питания занимают около 4% арендуемой площади ТЦ, при этом в ряде объектов доля F&B значительно превышает средний рыночный показатель и соответствует европейскому индикатору. На рынке торговых центров Санкт-Петербурга средняя доля ресторанов и кафе немного выше, чем в Москве, и составляет 5%, что в том числе связано с меньшим количеством крупных объектов.

Лидерами по доле площадей, занятых заведениями общественного питания, в Москве являются торговые центры «Европейский» (15,4%), «АФИмолл Сити» (10,9%), «Атриум» (10,7%) и «Охотный Ряд» (10,3%). По количеству ресторанных помещений первую строчку также удерживает «Европейский» (67 концепций), далее следуют «Авиапарк» (60) и «АФИмолл Сити» (51).

F&B в торговых центрах Москвы

F&B в торговых центрах Москвы

В Санкт-Петербурге наиболее насыщенным ресторанными площадями торговым центром является «Невский Центр» (12,5%). За ним следуют «Галерея» (9,5%) и «Гранд Каньон» (7,7%). По количеству помещений ресторанов и кафе лидируют «Галерея» (34 концепции), «Лето» (31), «Гранд Каньон» (28) и «Питер Радуга» (27).

F&B в торговых центрах Санкт-Петербурга

F&B в торговых центрах Санкт-Петербурга

«Залогом успеха является не только объем предложения в сегменте F&B, но и его разнообразие. Чем больше концепций и кухонь представлено в торговом центре, тем шире охват аудитории. Грамотно подобранный набор F&B арендаторов, включающий концепции с высокой узнаваемостью бренда и новых ярких локальных игроков, способен оказать позитивное влияние на результаты операционной деятельности торгового центра. Также собственникам стоит обращать внимание на уникальные, авторские концепции, единственные в своем роде, так как они могут стать точками притяжения покупателей», - комментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL.

В рамках исследования концепции заведений общественного питания разделены на пять основных категорий: рестораны с обслуживанием, кафе, фастфуд, импульсные киоски и гурмэ.

Доля предложения категории фастфуд в торговых центрах Москвы и Петербурга наиболее близка к европейским значениям и составляет около 30% в общем объеме площадей, занимаемых F&B. Показатели в других основных категориях серьезно различаются: доля ресторанов с обслуживанием в торговых объектах обеих столиц значительно превышает европейский уровень – более 50% против 35%. Категория кафе, наоборот, не насыщена по сравнению с Европой: в Санкт-Петербурге доля таких заведений в составе F&B арендаторов торговых центров составляет 15%, в Москве лишь 10%, в то время как в европейских ТЦ – 25%. Значительное преобладание одной категории над другими означает ограниченность разнообразия предложения.

Сравнение европейской и российской структуры f&b в торговых центрах

Сравнение европейской и российской структуры f&b в торговых центрах

«В большинстве российских торговых центров зона F&B по-прежнему представлена стандартным предложением, которое нельзя назвать “якорем” и центром притяжения. При этом на рынке появляются примеры грамотно организованных, интересных концепций, выделяющихся за счет современного дизайна и нестандартного набора операторов, - отмечает Мария Шпакова. – Например, в Москве этим отличаются некоторые новые торговые центры и давно присутствующие на рынке объекты, в которых проводится реконцепция ресторанных зон. Таким образом, российские объекты следуют общемировым тенденциям в части развития F&B: мы наблюдаем рост этого сегмента в ТЦ в части как объема занимаемых площадей, так и разнообразия предложения. Мы также видим, что доля кафе и ресторанов в наиболее успешных и востребованных торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем в среднем по рынку. Создание уникального пространства, способного привлекать посетителей, положительно влияет на товаробороты арендаторов, ставки аренды и капитализацию объекта. Таким образом, продуманный подбор F&B концепций повышает привлекательность торгового центра и делает его более конкурентоспособным на современном рынке».


Материалы по теме

JLL
торговая недвижимость

Вернуться к спискуТри в одном. Рейтинг многофункциональных проектовЗа семь лет москвич накопит на квартиру в Сочи, за три – в Рязани
Спецпредложения
1-комн. квартира 5,1 млн.p
1-комн. квартира 5,1  млн.p
Московская обл, Чехов г, Чехова ул, 4
36.7 / 20 / 8 м2 5 этаж из 9
Оставить заявку
1-комн. квартира 6,2 млн.p
1-комн. квартира 6,2  млн.p
Московская обл, Одинцово г, Северная ул, 5к2
24.4 / 15 / 3 м2 9 этаж из 25
Оставить заявку
2-комн. квартира 8,7 млн.p
2-комн. квартира 8,7  млн.p
Московская обл, Истринский р-н, Снегири дп, Ленино д, имени генерала А.П.Белобородова ул, 22
58.2 / 29.3 / 13.3 м2 2 этаж из 4
Оставить заявку
3-комн. квартира 5,2 млн.p
3-комн. квартира 5,2  млн.p
Московская обл, Клин г, Спас-Заулок с, Центральная ул, 10
62.2 / 10 м2 4 этаж из 4
Оставить заявку
3-комн. квартира 9,5 млн.p
3-комн. квартира 9,5  млн.p
Московская обл, Ленинский р-н, Дрожжино д
55.6 / 35 / 7 м2 22 этаж из 25
Оставить заявку
3-комн. квартира 11,1 млн.p
3-комн. квартира 11,1  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Авангардная ул, 8
43 / 33 / 5 м2 40 этаж из 44
Оставить заявку
Дом 6,0 млн.p
Дом 6,0  млн.p
Московская обл, Ногинск г, Щекавцево д
11 соток / 109 м2
Оставить заявку
Участок 25,0 млн.p
Участок 25,0  млн.p
Московская обл, Чехов г, Аксенчиково д
11000 соток
Оставить заявку
Дом 6,6 млн.p
Дом 6,6  млн.p
Москва г, Михайлово-Ярцевское п, Армейский п, Музыкант снт
6 соток / 110 м2
Оставить заявку
Дом 85,0 млн.p
Дом 85,0  млн.p
Москва г, Сосенское п, Бачурино д, Тюляевская ул, 107
15 соток / 780 м2
Оставить заявку
Дом 20,8 млн.p
Дом 20,8  млн.p
Москва г, Первомайское п, 1-й Рушниковский пер, 53Б
3.37 соток / 130 м2
Оставить заявку
Дом 42,0 млн.p
Дом 42,0  млн.p
Москва г, Отрадная ул, 33
12 соток / 221.2 м2
Оставить заявку
Участок 7,5 млн.p
Участок 7,5  млн.p
Москва г, Щаповское п, Батыбино д
15 соток
Оставить заявку
Участок 5,2 млн.p
Участок 5,2  млн.p
Москва г, Щаповское п, 198 кв-л, 85
5 соток
Оставить заявку