В торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга на сегмент F&B приходится только 4-5% площадей

18.11.2016

Специально к международной выставке торговой недвижимости MAPIC, проходящей в Каннах, компания JLL подготовила исследование арендаторов сегмента food & beverage (F&B, общепит) в торговых центрах двух основных рынков России – Москвы и Санкт-Петербурга.


Увеличение доли ресторанов и кафе в торговых центрах становится новым глобальным трендом, что также заметно на европейском рынке. По данным JLL, операторы кафе и ресторанов в среднем занимают 15% арендуемой площади ТЦ в Европе и входят в число ключевых арендаторов. Понимая рост значения сегмента F&B в современной жизни, собственники торговых объектов уделяют ему особое внимание. В российской практике пока мало примеров, когда ресторанная зона становится точкой целевого притяжения в ТЦ, но все же отдельные объекты воплощают в жизнь мировые тренды.

«За последние пять лет предложение на рынке качественных торговых центров в России удвоилось и превысило 20 млн кв. м – только за 2015 год было введено 1,9 млн качественных торговых площадей, и аналогичный объем ожидается в текущем году, - говорит Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL. – Появление большого количества новых торговых центров предоставляет потребителям более широкий выбор, при этом их привычки меняются под влиянием кризиса. В результате конкуренция за лояльных клиентов усиливается, заставляя собственников объектов искать новые способы привлечения и удержания посетителей. Одним из них становится грамотно сформированная зона питания в торговом центре».

Рынок качественных торговых центров Москвы насчитывает 104 объекта общей площадью 4,94 млн кв. м, что превышает показатели большинства европейских столиц, Санкт-Петербурга – 58 объектов (2,2 млн кв. м). По оценке компании JLL, в Москве заведения общественного питания занимают около 4% арендуемой площади ТЦ, при этом в ряде объектов доля F&B значительно превышает средний рыночный показатель и соответствует европейскому индикатору. На рынке торговых центров Санкт-Петербурга средняя доля ресторанов и кафе немного выше, чем в Москве, и составляет 5%, что в том числе связано с меньшим количеством крупных объектов.

Лидерами по доле площадей, занятых заведениями общественного питания, в Москве являются торговые центры «Европейский» (15,4%), «АФИмолл Сити» (10,9%), «Атриум» (10,7%) и «Охотный Ряд» (10,3%). По количеству ресторанных помещений первую строчку также удерживает «Европейский» (67 концепций), далее следуют «Авиапарк» (60) и «АФИмолл Сити» (51).

F&B в торговых центрах Москвы

F&B в торговых центрах Москвы

В Санкт-Петербурге наиболее насыщенным ресторанными площадями торговым центром является «Невский Центр» (12,5%). За ним следуют «Галерея» (9,5%) и «Гранд Каньон» (7,7%). По количеству помещений ресторанов и кафе лидируют «Галерея» (34 концепции), «Лето» (31), «Гранд Каньон» (28) и «Питер Радуга» (27).

F&B в торговых центрах Санкт-Петербурга

F&B в торговых центрах Санкт-Петербурга

«Залогом успеха является не только объем предложения в сегменте F&B, но и его разнообразие. Чем больше концепций и кухонь представлено в торговом центре, тем шире охват аудитории. Грамотно подобранный набор F&B арендаторов, включающий концепции с высокой узнаваемостью бренда и новых ярких локальных игроков, способен оказать позитивное влияние на результаты операционной деятельности торгового центра. Также собственникам стоит обращать внимание на уникальные, авторские концепции, единственные в своем роде, так как они могут стать точками притяжения покупателей», - комментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL.

В рамках исследования концепции заведений общественного питания разделены на пять основных категорий: рестораны с обслуживанием, кафе, фастфуд, импульсные киоски и гурмэ.

Доля предложения категории фастфуд в торговых центрах Москвы и Петербурга наиболее близка к европейским значениям и составляет около 30% в общем объеме площадей, занимаемых F&B. Показатели в других основных категориях серьезно различаются: доля ресторанов с обслуживанием в торговых объектах обеих столиц значительно превышает европейский уровень – более 50% против 35%. Категория кафе, наоборот, не насыщена по сравнению с Европой: в Санкт-Петербурге доля таких заведений в составе F&B арендаторов торговых центров составляет 15%, в Москве лишь 10%, в то время как в европейских ТЦ – 25%. Значительное преобладание одной категории над другими означает ограниченность разнообразия предложения.

Сравнение европейской и российской структуры f&b в торговых центрах

Сравнение европейской и российской структуры f&b в торговых центрах

«В большинстве российских торговых центров зона F&B по-прежнему представлена стандартным предложением, которое нельзя назвать “якорем” и центром притяжения. При этом на рынке появляются примеры грамотно организованных, интересных концепций, выделяющихся за счет современного дизайна и нестандартного набора операторов, - отмечает Мария Шпакова. – Например, в Москве этим отличаются некоторые новые торговые центры и давно присутствующие на рынке объекты, в которых проводится реконцепция ресторанных зон. Таким образом, российские объекты следуют общемировым тенденциям в части развития F&B: мы наблюдаем рост этого сегмента в ТЦ в части как объема занимаемых площадей, так и разнообразия предложения. Мы также видим, что доля кафе и ресторанов в наиболее успешных и востребованных торговых центрах Москвы и Санкт-Петербурга выше, чем в среднем по рынку. Создание уникального пространства, способного привлекать посетителей, положительно влияет на товаробороты арендаторов, ставки аренды и капитализацию объекта. Таким образом, продуманный подбор F&B концепций повышает привлекательность торгового центра и делает его более конкурентоспособным на современном рынке».


Материалы по теме

JLL
торговая недвижимость

Вернуться к спискуТри в одном. Рейтинг многофункциональных проектовЗа семь лет москвич накопит на квартиру в Сочи, за три – в Рязани
Спецпредложения
3-комн. квартира 5,1 млн.p
3-комн. квартира 5,1  млн.p
Московская обл, Павловский Посад г, Карповская ул, 11
57.1 / 39 / 9 м2 1 этаж из 9
Оставить заявку
2-комн. квартира 11,5 млн.p
2-комн. квартира 11,5  млн.p
Московская обл, Электросталь г, 60-летия Победы б-р, 4Б
66.7 / 34.9 / 11.2 м2 4 этаж из 12
Оставить заявку
Дом 4,0 млн.p
Дом 4,0  млн.p
Московская обл, Раменское г, Меткомелино д, 42
8 соток / 60 м2
Оставить заявку
Участок 1,5 млн.p
Участок 1,5  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Маслово д, Маслово снт
9 соток
Оставить заявку
Участок 3,0 млн.p
Участок 3,0  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Болкашино д
15 соток
Оставить заявку
1-комн. квартира в новостройке 10,9 млн.p
1-комн. квартира в новостройке 10,9  млн.p
Москва г, Поляны п Сосенское ул
39.8 / 11.9 м2 2 этаж из 17
Оставить заявку
3-комн. квартира в новостройке 17,6 млн.p
3-комн. квартира в новостройке 17,6  млн.p
Москва г, Поляны п Сосенское ул
59.5 / 9.9 м2 12 этаж из 16
Оставить заявку
2-комн. квартира 12,5 млн.p
2-комн. квартира 12,5  млн.p
Москва г, Зеленоград г, к166
47.9 / 28.9 / 8.9 м2 6 этаж из 14
Оставить заявку
Дом 17,7 млн.p
Дом 17,7  млн.p
Москва г, Рязановское п, Девятское д, ПЭМЗ-3 снт
4.8 соток / 200 м2
Оставить заявку
Дом 69,0 млн.p
Дом 69,0  млн.p
Москва г, Борки д
12 соток / 300 м2
Оставить заявку
Дом 12,5 млн.p
Дом 12,5  млн.p
Москва г, Троицк г, Заречная ул, 36к1
1 соток / 139 м2
Оставить заявку
Участок 15,6 млн.p
Участок 15,6  млн.p
Москва г, Сосенское п, Газопровод п, Дубки снт
6 соток
Оставить заявку
Участок 36,0 млн.p
Участок 36,0  млн.p
Москва г, Краснопахорское п, Раево д
20 соток
Оставить заявку
Участок 49,5 млн.p
Участок 49,5  млн.p
Москва г, Вороновское п, Безобразово д, Речная ул
40 соток
Оставить заявку