В связи с изменениями в предложении средний метраж таунхаусов возрос за год почти в два раза
В рамках подведения итогов третьего квартала 2016 года в Департаменте загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость проанализировали изменения в предложении на первичном рынке загородного жилья Подмосковья.
За год средняя цена предложения по рынку в целом снизилась на 4%: с 7,5 млн руб. в третьем квартале 2015 года до 7,2 млн руб. в аналогичном квартале нынешнего.
Однако если рассмотреть каждый формат по отдельности, картина становится не столь однозначной. Так, коттеджи за отчетный период подорожали на 32,6%. Их средняя цена предложения выросла до 48 млн руб., что объясняется преобладанием дорогостоящих объектов и отсутствием новых доступных лотов. Таунхаусы показали более умеренную динамику роста стоимости – 4,5%, до 11,5 млн руб. Почти такое же изменение зафиксировано в формате малоэтажного строительства (МЖД), где средняя цена предложения оказалась на уровне 5,5 млн руб., что на 3,8% больше значений третьего квартала прошлого года.
Участки без подряда (УБП), напротив, являются лидерами по снижению цены. На данный момент их средняя стоимость предложения равна 2,5 млн руб., что на 28,6% ниже, чем в 2015 году. Причиной этому остается рост числа поселков, полностью состоящих из УБП, нередко без коммуникаций. У дуплексов, которые в силу своего меньшинства на рынке имеют нестабильные показатели, в этот раз отмечено сокращение средней стоимости предложения на 11,1%, до 9,6 млн руб.
Формат |
III квартал 2015 |
IV квартал 2015 |
I квартал 2016 |
II квартал 2016 |
III квартал 2016 |
Коттеджи |
36,2 |
42,9 |
43,9 |
49,4 |
48 |
Таунхаусы |
11 |
11,8 |
12,2 |
12 |
11,5 |
Дуплексы |
10,8 |
10,7 |
12,4 |
13,1 |
9,6 |
МЖД |
5,3 |
5,2 |
5,4 |
5,6 |
5,5 |
УБП |
3,5 |
3,6 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
В отношении классов серьезных изменений за год не произошло. Средняя стоимость предложения в сегменте «эконом» составляет 2,4 млн руб. – это на 4,3% выше, чем в третьем квартале 2015 года. Цены в комфорт-классе за отчетный период остались на том же уровне – 8,5 млн руб. В «бизнесе» они подросли на 2,6%, до 15,8 млн руб. На 5,5% снизилась средняя цена предложения в премиум-классе, теперь она равна 30,7 млн руб. Однако за него «отыгрался» «де люкс»: стоимость таких объектов увеличилась за год на 17,9%, до 152,3 млн руб.
Формат |
III квартал 2015 |
IV квартал 2015 |
I квартал 2016 |
II квартал 2016 |
III квартал 2016 |
Коттеджи |
36,2 |
42,9 |
43,9 |
49,4 |
48 |
Таунхаусы |
11 |
11,8 |
12,2 |
12 |
11,5 |
Дуплексы |
10,8 |
10,7 |
12,4 |
13,1 |
9,6 |
МЖД |
5,3 |
5,2 |
5,4 |
5,6 |
5,5 |
УБП |
3,5 |
3,6 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
Если говорить о размерах предлагаемых к продаже объектов, здесь обращает на себя внимание увеличение средней площади таунхаусов за год на 93,5%: с 160,9 кв. м до 311,4 кв. м. С одной стороны, это объясняется выходом в третьем квартале нескольких проектов с большими метражами, с другой – все тем же дефицитом бюджетного предложения. Необходимо отметить, что в условиях снижения платежеспособного спроса и вытекающего из него уменьшения среднего чека сделки на рынке усиливается обратный тренд – сокращение площадей домовладений. Поэтому можно предположить, что представленные в предложении большие таунхаусы были запланированы еще до кризиса и без учета последних тенденций квартирографии.
Другие форматы остались в привычных для себя рамках: средняя площадь коттеджей составляет 293 кв. м, что больше прошлогодних показателей на 3%, средний размер дуплексов равен 168 кв. м – это меньше значений третьего квартала 2015-го на 1,4%. Метраж квартир в «малоэтажках» сократился на 1,8%, до 64 кв. м. Средняя площадь участков без подряда в течение года не менялась и составила 14,8 сотки.
Размер придомовых участков увеличился только у таунхаусов: с 2,9 сотки в третьем квартале 2015 года до 3,4 сотки в аналогичном периоде 2016-го, что составляет рост на 17,2%. Метраж участков у дуплексов и коттеджей уменьшился: в первом случае на 6,5%, до 4,3 сотки, во втором – на 8%, до 16 соток.
О предложении и спросе на «загородке» рассуждает руководитель офиса «Проспект Вернадского» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Сергей Цывин: «На рынок сейчас выводится крайне мало поселков, особенно качественных проектов с долгосрочной концепцией развития, и нынешнее предложение во многом определяется поселками, которые появились в предыдущие годы и уже в большей степени распроданы. Если говорить о форматах, то здесь продолжают доминировать участки без подряда. Хотя участок участку рознь. Значительная часть таких проектов – это просто наделы земли, где собственникам приходится объединяться, чтобы построить дороги, провести свет, газ и т.д. Такие объекты продаются, но все-таки слабо – покупатель становится разборчивее и требовательнее. Иначе обстоят дела, когда земельный участок уже имеет все коммуникации. С одной стороны, это повышает его привлекательность для клиента, с другой – позволяет девелоперу держать на него цены. Как результат – удачные продажи. Но самый большой покупательский интерес мы наблюдаем к проектам с домовладениями в максимальной степени готовности, обширной инфраструктурой и адекватной ценовой политикой – такие продукты пользуются популярностью всегда. Больше того, в кризис, учитывая сложности вывода новых поселков и усиливающийся их дефицит, можно даже говорить о формировании отложенного спроса на качественные проекты».