Доля вакантных площадей на рынке торговых центров Москвы выросла до 8,5%
По данным компании JLL, в 3-м квартале 2016 года доля свободных площадей в торговых центрах Москвы увеличилась с 8,0% до 8,5%. Учитывая объекты, заявленные к выходу в 4-м квартале, и продолжающуюся ротацию арендаторов, показатель может вырасти до 9% к концу 2016 года, прогнозируют аналитики JLL.
«Увеличение объема вакантных площадей в первую очередь связано с вводом новых торговых центров. Около 70% свободных площадей на рынке приходится на объекты, открытые с 2014 года; в отдельных новых торговых центрах уровень незанятых помещений может достигать 50-60%. В то же время есть и объекты, вышедшие на рынок с достаточно высокой заполняемостью. Это в первую очередь зависит от расположения объекта и уровня конкуренции в зоне охвата, – комментирует Татьяна Мальянова, начальник отдела аренды торговых центров компании JLL. – Также стоит отметить, что доля вакантных площадей в ключевых торговых центрах сократилась за 3-й квартал с 1% до 0,7%. Такие объекты сохраняют привлекательность в глазах арендаторов, и мы ожидаем, что вакантность в них останется на уровне, близком к нулю, в ближайшем будущем».
По оценке аналитиков JLL, объем ввода торговых центров в Москве составил 370 тыс. кв. м за первые девять месяцев 2016 года, что на 4% меньше показателя за аналогичный период годом ранее. В том числе в минувшем квартале на московский рынок вышло 190 тыс. кв. м: ТРЦ «Океания» (60 тыс. кв. м), «Хорошо!» (53 тыс. кв. м), «Косино Парк» (39 тыс. кв. м) и вторая очередь ТЦ «Метрополис» (38 тыс. кв. м), что в четыре раза выше результата аналогичного периода 2015 года.
В целом за весь 2016 год московский рынок торговых центров должен увеличиться на 501 тыс. кв. м, что на 11% меньше результата 2015 года. По итогам года объем рынка качественных торговых площадей Москвы превысит 5 млн кв. м.
В 2017 году аналитики JLL ожидают дальнейшего снижения объема ввода – до 300 тыс. кв. м, на 40% меньше ожидаемого результата 2016 года. Сокращение нового строительства началось после 2014 года в связи с ухудшением экономической ситуации: проекты, находившиеся на ранней стадии реализации, были приостановлены, уменьшилось число планируемых торговых центров. Похожая ситуация наблюдалась после 2009 года, когда объем ввода новых площадей сократился в несколько раз.
«Общая активность ритейлеров на рынке показывает положительную динамику в этом году. Международные игроки, у которых есть местные партнеры и финансирование, продолжают появляться на рынке. По нашей оценке, в 3-м квартале на российском рынке появилось 11 новых брендов, в том числе швейцарская косметика Jouvence Eternell в “Афимолл Сити”, британские бренды одежды и обуви L.K.Bennett в “Метрополисе” и Jil Sander Navy в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Только один бренд – кафе Magnolia Bakery – покинул российский рынок в этом году», – отмечает Мария Шпакова, аналитик рынка торговых площадей компании JLL.