На «загородке» доля покупателей из регионов достигла 9%, средний бюджет сделки – 4 млн руб.
Согласно исследованиям Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость, по итогам третьего квартала 2016 года число покупателей из российских регионов, приобретающих загородное жилье в Подмосковье, составило 9%. Это на 2 п.п. больше, чем было во втором квартале.
Сколько: 9% от общего числа сделок
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, за третий квартал 2016-го доля региональных покупателей на «загородке» Подмосковья возросла до 9%. Эта цифра вплотную приблизилась к показателям московского рынка вторичного жилья, где число иногородних клиентов составляет на настоящий момент 10%.
Откуда: в лидерах сырьевые регионы
В большинстве подмосковных поселков жители из других регионов отсутствуют, так как с точки зрения маркетинга эти проекты ориентированы в основном на покупателей из Москвы и Московской области. При этом на рынке существуют поселки, строительство которых изначально планировалось с упором на предпочтения региональной аудитории. В первую очередь, это касается нефте-, газо- и золотодобывающих регионов. В таком случае девелопер осуществляет продвижение своего продукта в соответствующих крупных городах: Ханты-Мансийске, Тюмени, Сургуте и т.д. Подобная маркетинговая политика позволяет реализовать проект в среднем на 60% только за счет региональных клиентов.
Кто: 90% – пенсионеры
Около 90% переезжающих из регионов в подмосковные поселки – люди пенсионного и предпенсионного возраста преимущественно из Сибири, с Урала и Дальнего Востока, которые проработали значительное количество лет по месту жительства, а на сбережения решили перебраться ближе к Москве. Кто-то старается таким образом сократить расстояние, отделяющее их от выросших детей, которые уже обосновались в столице, кто-то видит в этом возможность провести старость с комфортом.
10% региональных покупателей переехали в Подмосковье по воле обстоятельств: у кого-то произошла смена дислокации фирмы, кто-то отправился в столичный регион за заработками и остановился на загородном варианте жилья, а кому-то просто привычнее жить в собственном доме, а не городской квартире.
Что: коттеджи, таунхаусы и УБП
Покупателей старшего возраста интересуют локации с хорошими экологическими условиями, но при этом на небольшом расстоянии от города или инфраструктурного центра. Они не всегда готовы самостоятельно водить машину (например, в силу возрастных особенностей), поэтому желательно наличие общественного транспорта в пешей доступности. В большинстве случаев такие клиенты выбирают небольшой коттедж площадью 120-150 кв. м (так как у них нет потребности в больших метражах), обычно это домовладение комфорт-класса ценой 5-8 млн руб. Реже они останавливаются на участке без подряда (УБП) в пределах 1 млн руб. для строительства дома в перспективе.
Более молодая и работающая аудитория ценит развитую инфраструктуру, предоставляющую возможности для активного отдыха и развлечений, но обращает внимание и на природные условия, в частности, на наличие водоема. Основная масса таких покупателей имеет личный или служебный автомобиль, поэтому в их приоритетах значатся незагруженные шоссе с качественными дорогами. Из продуктовой линейки они чаще отдают предпочтение коттеджу, выбор размера которого зависит от наличия семьи и количества ее членов, несколько реже таунхаусу.
Средний же бюджет покупки у региональных клиентов мало отличается от средней стоимости реализации по рынку в целом и составляет 4 млн руб.
На какие деньги
Обычно покупатели из регионов приобретают загородную недвижимость в Подмосковье на накопленные средства, реже, если их родственники уже переехали в столицу, – предварительно продав квартиру в своем городе. Сделки по trade-in в данном случае практически отсутствуют: во-первых, ситуация осложняется большими расстояниями, во-вторых, московские девелоперы мало заинтересованы в иногородних квартирах, в-третьих, у многих из них просто нет риэлторских подразделений, которые бы предоставляли данную услугу.
«Покупка загородной недвижимости жителями регионов – скорее, нишевая сделка для рынка, – считает руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – Вряд ли в ближайшем будущем число регионалов превысит здесь 10%. Сейчас для клиента большую роль играет возможность приобрести дом в ипотеку, а ипотека от покупателя без московской прописки может насторожить девелопера. Поэтому и в дальнейшем такие сделки будут заключаться на накопленные сбережения, что значительно ограничивает их потенциал».