3 квартал 2016 года на рынке торговой недвижимости Москвы бьёт рекорды
По данным консалтинговой компании Welhome, в 3 квартале 2016 года в Москве открылось сразу 6 качественных торговых центров общей арендуемой площадью 292,1 тыс. кв. м. Стоит отметить, что 2 объекта из 6-ти принадлежат одному девелоперу – ТПС «Недвижимость»: ТРЦ «Хорошо» арендопригодной площадью 50 000 кв. м и ТРЦ «Океания» общей арендопригодной площадью 60 000 кв. м. Самым крупным среди открывшихся объектов является ТРЦ «Рига Молл» общей площадью 80 000 кв. м GLA, расположенный в 5 км от МКАД на Новорижском шоссе. Большая часть новых объектов открылась с высоким уровнем вакантности, исключением стал ТРЦ «Океания», заполненный на момент открытия более чем на 70%.
Что касается остальных ТЦ, то они открываются с вакансией более 50%, но во всех объектах с момента открытия начинает работать один или несколько крупных якорей. Также стоит отметить положительную динамику заполнения торговых объектов, открытых ранее.
Общий показатель насыщенности рынка торговых площадей в 3 квартале 2016 года составляет 496 кв. м торговых площадей на 1000 жителей Москвы.
Основные показатели |
Значения показателей |
Общий объем качественных площадей, кв. м GLA |
6 120 900 |
Введено в эксплуатацию в 3 квартале 2016 г., кв. м GLA |
292 115 |
Средний уровень вакантных площадей во вновь открытых ТЦ (2014-2016 гг.) |
22% |
Заявленный ввод до конца 2016 г., кв. м GLA |
184 500 |
Обеспеченность качественными торговыми площадями, кв. м на 1000 жителей |
496 |
В 3 квартале 2016 года открылось наибольшее количество торговых объектов, рекордными стали и показатели, выраженные в арендопригодной площади. Так, если в 1 квартале не было открыто ни одного торгового объекта, во 2 квартале лишь 1 торговый объект, то в 3 квартале открылось сразу 6 торговых объектов общей площадью 292 115 кв. м GLA. До конца 2016 года ожидается открытие еще 6 качественных ТЦ.
Что касается структуры новых открытий, то больше всего в 3 квартале 2016 торговых площадей появилось в САО, порядка 34% GLA от общего открытия. Далее следуют локации за пределами МКАД (например, ТРЦ «Рига Молл» на Новорижском ш.) с 27% и ЗАО с 20%.
НАЗВАНИЕ |
АДРЕС |
GLA, КВ. М |
Девелопер |
ТИП |
Рига Молл |
Новорижское ш., 5 км от МКАД |
80 000 |
ЗАО «Рига Молл» |
ТРЦ |
Океания |
Славянский бул., 3 |
60 000 |
ТПС Недвижимость |
ТРЦ |
Метрополис-2 |
Ленинградское ш., вл. 16А, стр. 7 |
51 515 |
Morgan Stanley Real Estate Investing |
ТРЦ |
Хорошо! |
Хорошевское ш., вл. 27, вл.33/1 |
50 000 |
ТПС Недвижимость |
ТРЦ |
Косино Парк |
Святоозерская ул., вл. 5 |
39 000 |
ГК «ТЭН» |
ТРЦ |
Солнцево Парк |
Летчика Ульянина ул., д.5 |
11 600 |
ГК «Мортон» |
ТРЦ |
В 3 квартале 2016 года в открытых источниках было анонсировано более 60 сделок по аренде помещений в качественных торговых объектах. В общей сложности было сдано порядка 50 000 кв. м. К самым крупным сделкам можно отнести открытие в ТРЦ «Авиапарк» объединенной торговой площадки для молодых дизайнеров сегмента fashion под брендом Trend Island общей площадью 4 000 кв. м GLA. Также к крупным сделкам можно отнести открытие сетью «Азбука Вкуса» нового формата магазина под брендом «Маркет» в ТРЦ «Рига Молл» общей площадью 3 800 кв. м GLA, открытие магазина сети «Декатлон» общей площадью 3 740 кв. м GLA в ТРЦ «Ривьера», открытие универмага Podium Market общей 3 200 кв. м GLA в ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино». Рекордсменом среди торговых объектов с наибольшим числом открытых в 3 квартале магазинов стал ТРЦ «Хорошо!», в который заехали такие сетевые бренды, как «Л’Этуаль», «ТВОЕ», «Детский Мир», «Сбербанк», «Школа танцев» и другие, общей площадью более 5000 кв.м. GLA.
НАЗВАНИЕ |
АДРЕС |
GLA, КВ. М |
Девелопер |
ТИП |
Рига Молл |
Новорижское ш., 5 км от МКАД |
80 000 |
ЗАО «Рига Молл» |
ТРЦ |
Океания |
Славянский бул., 3 |
60 000 |
ТПС Недвижимость |
ТРЦ |
Метрополис-2 |
Ленинградское ш., вл. 16А, стр. 7 |
51 515 |
Morgan Stanley Real Estate Investing |
ТРЦ |
Хорошо! |
Хорошевское ш., вл. 27, вл.33/1 |
50 000 |
ТПС Недвижимость |
ТРЦ |
Косино Парк |
Святоозерская ул., вл. 5 |
39 000 |
ГК «ТЭН» |
ТРЦ |
Солнцево Парк |
Летчика Ульянина ул., д.5 |
11 600 |
ГК «Мортон» |
ТРЦ |
НАЗВАНИЕ |
ПРОФИЛЬ |
ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ |
ПЛАНЫ СОКРАЩЕНИЯ |
СРОКИ |
Sela |
Одежда для взрослых и детей |
Увеличение сети магазинов в 2 раза в РФ |
- |
2016-2017 гг. |
Телефон.ру (МТС) |
Электроника, мобильная связь |
Планы открытия 200 новых торговых точек |
- |
2016-2018 гг. |
LoveZona |
Товары для взрослых |
Открытие 30 новых торговых точек |
- |
2016-2018 гг. |
Градусы |
Алкомаркеты |
- |
Закрытие всех магазинов |
2016-2017 гг. |
Little Black Shoe |
Сеть обувных магазинов |
- |
Закрытие всех магазинов в Москве |
2016-2017 гг. |
Дети |
Товары для детей |
- |
Закрытие всех магазинов сети |
2016 гг. |
Розовый Кролик |
Товары для семьи |
Планы по открытию 300 магазинов на территории РФ и СНГ |
- |
2016-2018 гг. |
В 3 квартале открылась практически половина всех объектов, анонсированных на 2016 год. Практически все объекты открыты с высокой долей вакантных площадей. Как и во 2-м квартале для рынка характерна тенденция на заполнение объектов нетиповыми арендаторами. Так, уже привычными для любого нового ТРЦ становятся арендаторы развлекательной сферы для детей, увеличивается количество заведений общественного питания, премиальных ресторанов. Стоит отметить, что во всех ТРЦ стабильно открываются кинотеатры, являющиеся точкой притяжения нецелевого трафика. Достаточно новым форматом для торговых объектов являются батутные центры и «островные» универмаги, располагающиеся вне стандартных планировок на пути следования внутренних людских потоков.
Также в 3 квартале было анонсировано несколько торговых объектов в составе МФК. Так, компания MR Group анонсировала строительство ТРЦ районного формата общей площадью 12 000 кв. м GLA в своем строящемся проекте «Фили Град». Планируется развитие торговой функции в составе ТПУ «Котельники». В целом, ситуация на рынке качественных торговых объектов остается непростой, но стабильной. Постепенно восстанавливается посещаемость ТРЦ, открываются новые форматы торговли и услуг, на московский рынок выходят новые международные бренды. Однако предпосылок к повышению покупательской способности пока не наблюдается в связи со сложной экономической ситуацией.