За три года цена реализации коттеджей и МЖД экономкласса в Подмосковье возросла на четверть
В Департаменте загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость сравнили стоимость объектов экономкласса на первичном рынке Подмосковья во втором квартале 2016 года и тремя годами ранее – в предкризисном 2013-м.
Цена предложения: +29% у коттеджей, -27% у УБП
Средняя стоимость предложения лота экономкласса во втором квартале текущего года составила 2,3 млн руб. Это ниже показателей аналогичного периода 2013 года на 21%, когда она была равна 2,9 млн руб.
Если проанализировать динамику средней цены предложения в различных форматах, то самый значительный ее рост зафиксирован у коттеджей – 29%. Во втором квартале 2016 года их стоимость достигла 6,7 млн руб. Это объясняется сложившейся к настоящему моменту ситуацией на рынке: дешевые лоты оказались раскуплены, а новые доступные не появились.
Малоэтажное строительство (МЖД) тоже показало увеличение цен, но не столь серьезное – в размере 14%, до 4,2 млн руб. Отчасти это связано с тем же процессом, что происходит в формате коттеджей, отчасти – с повышением девелоперами цен на объекты. Средняя стоимость предложения таунхаусов оказалась стабильнее – она составила 5,6 млн руб. во втором квартале и 2016-го, и 2013 года.
Средняя цена предложения участков без подряда (УБП) уменьшилась за указанный период из-за избытка низкокачественных дешевых лотов на 27%, до 1,6 млн руб. Дуплексы предлагаются к продаже в среднем за 6 млн руб., что на 23% ниже значений второго квартала 2013 года. Однако на статистику по дуплексам влияет тот факт, что данный формат остается пока самым немногочисленным, его можно охарактеризовать как нишевый продукт на рынке.
Форматы |
II квартал 2013, млн руб. |
II квартал 2016, млн руб. |
Разница, % |
Коттеджи |
5,2 |
6,7 |
+29% |
МЖД |
3,7 |
4,2 |
+14% |
Таунхаусы |
5,6 |
5,6 |
0% |
Дуплексы |
7,8 |
6,0 |
- 23% |
УБП |
2,2 |
1,6 |
- 27% |
Что касается средней стоимости реализации в экономклассе, то во втором квартале 2016 года она равнялась 1,9 млн руб., что в точности повторяет картину в аналогичном периоде 2013-го.
Наибольший рост цены наблюдается у МЖД – квартиру в «малоэтажке» можно приобрести в среднем за 2,9 млн руб., что превышает показатели трехлетней давности на 26%. Коттеджи подорожали на 24%, до 4,2 млн руб.
Средняя стоимость реализации УБП во втором квартале текущего года была равна 1,1 млн руб. – так же, как и в 2013 году, что свидетельствует о стремлении покупателей выбирать качественный товар даже в условиях кризиса.
Средний чек покупки в формате таунхаусов за указанный период уменьшился на 22%, до 4,3 млн руб. Другой тип блокированного жилья – дуплексы – потерял в цене еще больше – 55%. Подобные домовладения продаются сейчас в среднем за 4,6 млн руб. против 10,1 млн руб. во втором квартале 2013 года. В изменении стоимости блокированных домов сыграли роль, во-первых, тенденция к сокращению площадей, а во-вторых, процесс понижения ценового сегмента: девелоперы снимают с продажи застоявшиеся дорогие лоты в пользу более дешевых и ликвидных.
Форматы |
II квартал 2013, млн руб. |
II квартал 2016, млн руб. |
Разница, % |
МЖД |
2,3 |
2,9 |
+26% |
Коттеджи |
3,4 |
4,2 |
+24% |
УБП |
1,1 |
1,1 |
0% |
Таунхаусы |
5,5 |
4,3 |
- 22% |
Дуплексы |
10,1 |
4,6 |
- 55% |
Мнение специалистов: успешность проекта позволяет поднимать на него цены
«Я считаю, что здесь имеет место не столько подорожание как таковое, сколько изменение качественных характеристик самого продукта, – отмечает Алексей Сенчук, руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость. – В первую очередь, это касается степени готовности поселков и их обустроенности. Если брать конкретные проекты, то три года назад они находились в более низкой стадии готовности, а их территории имели менее развитую инфраструктуру. Сейчас, по мере улучшения ситуации, цена на них возросла. Надо заметить, что спрос на «загородке» в целом сместился в сторону более готовых проектов. Покупатели согласны заплатить больше, но взамен хотят получить дом, куда можно переехать в ближайшее время».
Коллегу дополняет руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов: «В кризис происходит сильное расслоение проектов на успешные и неуспешные. И в успешных поселках цены действительно могут расти. Во-первых, спрос в них стабильно превышает предложение. Даже в кризис. Во-вторых, сейчас в продаже находятся в основном проекты, начатые несколько лет назад, а значит, они обладают высокой степенью готовности, что тоже делает их дороже. В-третьих, традиционно наиболее привлекательные с точки зрения стоимости объекты раскупаются в первую очередь, а затем в предложении остаются более дорогие лоты. Подчеркну, что такая ситуация характерна именно для успешных проектов – в иных случаях продажам не помогают ни скидки, ни беспроцентные рассрочки. Покупатель становится требовательнее и мудрее и понимает, что купить дешево – далеко не всегда хорошо».