Доля экономкласса среди новых проектов на «загородке» достигла исторического максимума – 93%
Специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость сравнили, какую роль на «загородке» играл экономкласс во втором квартале нынешнего – кризисного – года и в аналогичном периоде более благополучного 2013-го.
На настоящий момент на рынке первичного загородного жилья Подмосковья насчитывается 545 поселков экономкласса. Это на 53% превышает их число во втором квартале 2013 года – тогда оно равнялось 356.
При этом доля проектов экономкласса среди новых поселков впервые достигла 93% против 84% тремя годами ранее. Это связано с тем, что в сложных экономических условиях девелоперы все чаще отдают предпочтение самому «бюджетному» формату – участкам без подряда (УБП).
Данный тезис подтверждают цифры: в настоящее время 78% предложения в экономклассе составляют именно УБП. По сравнению с 2013 годом их доля выросла на 6 п.п. С большим отставанием за участками следуют малоэтажное строительство (17%), затем коттеджи (2%), таунхаусы (2%) и дуплексы (1%). В 2013-м картина была несколько иной: принципиальная разница заключается в том, что число коттеджей было существенно больше (10%), тогда как участков – меньше (72%).
Форматы |
II квартал 2013 |
II квартал 2016 |
Разница, п.п. |
УБП |
72% |
78% |
+ 6 п.п. |
Малоэтажное строительство |
14% |
17% |
+ 3 п.п. |
Коттеджи |
10% |
2% |
- 8 п.п. |
Таунхаусы |
3% |
2% |
- 1 п.п. |
Дуплексы |
1% |
1% |
0 п.п. |
В совокупном предложении доля объектов экономкласса за указанный срок увеличилась на 9 п.п.: с 66% во втором квартале 2013 года до 75% в том же периоде 2016-го. Остальные классы показали спад: «комфорт» – на 3 п.п., до 17%, «бизнес» – на 1 п.п., до 5%. Доля элитного сегмента понизилась на 5 п.п., до 3%.
Класс |
II квартал 2013 |
II квартал 2016 |
Разница, п.п. |
Эконом |
66% |
75% |
+ 9 п.п. |
Комфорт |
20% |
17% |
- 3 п.п. |
Бизнес |
6% |
5% |
- 1 п.п. |
Премиум и де люкс |
8% |
3% |
- 5 п.п. |
В совокупном спросе произошли схожие изменения: во втором квартале 2016 года с объектами экономкласса было совершено 78% сделок, что на 9 п.п. больше, чем тремя годами ранее. Доля продаж в сегменте «комфорт» составила 15% против бывших 20%, «бизнес» потерял 2 п.п. и остановился на отметке в 4% сделок. На высшие сегменты пришлось 3% покупок, что на 2 п.п. меньше показателей 2013 года.
Класс |
II квартал 2013 |
II квартал 2016 |
Разница, п.п. |
Эконом |
69% |
78% |
+ 9 п.п. |
Комфорт |
20% |
15% |
- 5 п.п. |
Бизнес |
6% |
4% |
- 2 п.п. |
Премиум и де люкс |
5% |
3% |
- 2 п.п. |
Что касается размеров предлагаемой к продаже недвижимости в экономклассе, то здесь во всех форматах очевидна усиливающаяся тенденция к уменьшению площадей. Заметнее всего она отразилась на таунхаусах, которые за три года потеряли 19% среднего метража, чуть меньше – на коттеджах (-8%), «малоэтажке» (-7%) и дуплексах (-5%). УБП стали компактнее на 6%: их средняя площадь сократилась с 15,1 сотки до 14,2 сотки.
Класс |
II квартал 2013 |
II квартал 2016 |
Разница, п.п. |
Эконом |
69% |
78% |
+ 9 п.п. |
Комфорт |
20% |
15% |
- 5 п.п. |
Бизнес |
6% |
4% |
- 2 п.п. |
Премиум и де люкс |
5% |
3% |
- 2 п.п. |
«Площадь дома экономкласса составляет сейчас в среднем 120-160 кв. м, – отмечает Алексей Сенчук, руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость. – Этажность обычно ограничивается двумя уровнями, все помещения строго функциональны: например, две-три спальни, холл и совмещенная с гостиной кухня. Потребители стараются сэкономить и на возведении дома. Самая бюджетная технология – каркасная, но у нее много рисков. Большой популярностью пользуются газосиликатные или газобетонные блоки. С точки зрения теплоотдачи, стоимости и быстроты строительства многие считают их оптимальным вариантом».
«Стремление к удешевлению проектов на «загородке» сохранится, а значит, роль экономкласса будет расти, – считает руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – Эту тенденцию поддерживают и девелоперы, у которых нет средств для запуска масштабных проектов, и покупатели, которым нечем за них платить. Только когда начнутся позитивные изменения в экономике в целом, мы сможем ожидать оживления рынка и более смелых шагов – со стороны как застройщиков, так и покупателей загородной недвижимости».