Арендаторы выбирают бюджетное жилье в 24 раза дольше, чем год назад, в рекламных объявлениях ограничения для квартирантов снижены на две трети
Департамент аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость отмечает, что наниматели жилья эконом-класса в настоящее время дольше раздумывают над выбором квартиры и изучают больше возможностей. Сейчас из 10 и более вариантов они выбирают подходящий объект 1-2 дня. Год назад это происходило существенно быстрее: решение о найме принималось всего после 1-2 просмотров за 1-2 часа. Самые ликвидные квартиры при этом сдаются буквально за часы. Специалисты компании провели анализ, чтобы установить причины данной тенденции, а также приёмы, которые применяют наймодатели для привлечения внимания к своим объектам.
Отчего же высокая востребованность бюджетных вариантов сопровождается ростом срока принятия решения о найме?
Данные Департамента аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость говорят о том, что в первом квартале текущего года сроки принятия решения о найме жилья в сегменте эконом-класса возросли в 24 раза в сравнении с аналогичным периодом за 2015 г. Речь идёт о сроке продолжительностью в 1-2 дня против 1-2 часов. Наниматели просматривают свыше 10 вариантов квартир вместо 1-2, как это было год назад. Востребованность самых ликвидных квартир остаётся на высоком уровне: поиск нанимателей ограничивается несколькими часами. Арендаторы объектов комфорт- и бизнес-класса рассматривают около 7-10 вариантов в течение двух недель, год назад они выбирали из 3-4 вариантов и не дольше 4 дней.
Заместитель директора Департамента аренды ИНКОМ-Недвижимость Оксана Полякова отмечает, что увеличение сроков принятия решения о найме при значительной востребованности самых бюджетных объектов объясняется большим приростом предложения за год, ведь в первом квартале 2015 г. самые экономичные варианты настигло массовое «вымывание с рынка». Причина этого проста – наниматели стали массово переезжать в более дешёвое жильё. Сейчас базы данных объектов пополнились благодаря добавлению введённых в эксплуатацию новостроек и квартир, не проданных на вторичном рынке, а перешедших в сегмент аренды. Кроме того, появилось большое число ветхих квартир в плохом состоянии, которые владельцы сдают «под ремонт».
Оперативность квартиросъёмщиков в комфорт- и бизнес-классе при большом выборе, наблюдавшуюся год назад, можно трактовать как инерцию докризисного периода. В то время отношение к найму отличалось меньшей степенью ответственности, а арендаторы были более мобильными. Ситуация на данный момент изменилась: существенные финансовые расходы, в том числе и на аренду жилья, требуют более взвешенного подхода и, соответственно, времени.
Что привлекает арендаторов в рекламных объявлениях?
Арендаторы интересуются рекламными объявлениями, прежде всего, из-за выгодных условий оплаты найма, а также фактора новизны и современности жилья. Такие объявления, как «Торг!», «Депозит разбивается на два месяца!» или «Без страхового депозита!» - веская мотивация выбора (при прочих равных условиях) для 85% арендаторов. При прочих равных всё новое и современное притягивает 65%. В объявлениях эти качества обозначаются как «Не требует ремонта», «Сдается впервые», «Современная мебель, новая бытовая техника».
Оксана Полякова отмечает, что, по статистике ИНКОМ-Недвижимость, дополнительные услуги посредников, в частности, официальные гарантии качества при найме и в течение всего срока аренды, всё более востребованы и являются большим добавочным стимулом при выборе вариантов. Сегодня 79% арендаторов выбирают фирменный гарантийный талон, а год назад их было только 54%.
Слабый спрос при повышенном предложении принуждает собственников жилья к большей гибкости при выдвижении требований к арендаторам. За прошедший год, говорит ИНКОМ-Недвижимость, число ограничений в рекламных объявлениях за минувший год упало на две трети. В числе данных ограничений – лимитирование по возрастному, национальному и гендерному признаку, семейному положению квартирантов, запрет на проживание с детьми и животными.
Невзирая на большой выбор, арендаторы показывают прагматичный, спокойный и разумный подход к найму. Им не интересны национальные или социальные характеристики наймодателей, они предъявляют чёткие требования к жилью, базируя их на тщательном анализе соотношения качества и цены. Большинство из них чётко определяет ту часть своих финансов, которую они готовы регулярно платить за аренду с учётом снижения доходов. На сегодня ни рост запросов, ни готовность превысить лимитированный бюджет трендами не являются.
Перед тем, как подать заявку в агентство недвижимости и просмотреть варианты найма, арендаторы скрупулёзно отбирают объекты в Интернете, ориентируясь на фото и описания. Специалисты ИНКОМ-Недвижимость свидетельствуют, что 75% нанимателей ориентируются на фото квартиры, то есть, варианты без иллюстраций ими автоматически игнорируются. Но отсутствие фото часто свидетельствует о востребованности: 25% самых ликвидных квартир, попадая в базу данных, сдаются ещё до того, как агент успевает прибыть по адресу и сделать снимки.
Заявка на подбор квартиры: какие пункты были важны 4 года назад и заменены сегодня?
4 года назад заявка на подбор квартиры включала в себя обязательное требование наличия телефона, шедшее одним из первых пунктов. Сегодня на данной позиции – наличие wi-fi. Бытовая техника, кодовый замок на подъезде даже не упоминаются, это само собой разумеющиеся требования. И, напротив, сейчас очень важным требованием стало место на парковке (и четверть предложений комфорт-класса включают его использование в общую стоимость найма).
Наличие евроремонта – уже не знак качества объекта: смысл определения утратил свою ясность. Ранее предполагалось, что при таком ремонте используются качественные мероприятия европейского производства, а сейчас ценность такой отделки неочевидна. Конкурентное преимущество гарнитурной мебели перед наборной также под большим вопросом. Громоздкие диваны, кресла, «стенки» привлекают собой немногих. Арендаторы указывают в заявке, должна ли мебель быть современной, или, напротив, они предпочитают старинные, даже раритетные вещи. Как рассказывает Оксана Полякова, однажды долго не удавалось сдать квартиру эконом-класса. Риэлторы посоветовали собственнику обновить мебель, но тот наотрез отказался, поведав, что спальный гарнитур раньше принадлежал Юрию Гагарину. Этот факт внесли в рекламное объявление, и через 2 дня объект нашёл арендаторов.