Кто и зачем покупает курортное жилье в Краснодарском крае: портрет покупателя российской курортной недвижимости
Спрос на отечественную курортную недвижимость растёт, так как зарубежные объекты стали менее доступны для российских покупателей. Портрет типичного покупателя российской курортной недвижимости за 2015 г. ожидаемо изменился по причине миграции спроса.
Изменения, в основном, обладают географическим свойством: доля покупателей из столицы упала на 9%, из Краснодарского края – на 2%. Это, прежде всего, связано с тем, что многие москвичи решили сохранить свои сбережения, вложившись в новостройки Москвы и Московской области. Бум этого пришёлся на начало прошлого года, когда все доступные варианты были распроданы чрезвычайно быстро.
Как отмечает Ольга Гусева, коммерческий директор УГ «Фонд Юг», возраст покупателей курортной недвижимости превышает стандартные показатели по городской недвижимости: 28-45. Можно говорить о том, что формируется сегмент успешных пенсионеров, которые могут позволить себе другой образ жизни после выхода на пенсию. Ольга Гусева говорит об огромном потенциале недвижимости в Анапе для молодых семей. Прекрасная природа, свежий воздух и продолжительное лето – то, к чему многие ещё год назад стремились за границей, хотя стоимость квартиры в Анапе намного выгоднее в сравнении с зарубежной недвижимостью – от 2,1 млн. руб.
Основные возрастные группы покупателей не изменились: 30% покупателей решают приобрести российскую курортную недвижимость в возрасте 50-59 лет. 27% - в 40-49 лет. Далее следует наиболее активная возрастная группа 30-39 лет, которая пока что, правда, думает о первом жилье пока что больше, чем о курортном. Поэтому к ней относится только 20% покупателей. Есть предпосылки для роста данного показателя, так как глобальное увлечение здоровым образом жизни побуждает людей проводить как можно больше времени в благоприятном климате. Многие едут на юг в период цветения, чтобы спастись от аллергий – ими страдает почти треть населения. Самая небольшая группа – всего 15% - состоит из покупателей в возрасте 60-69 лет.
В 2015 г. основные структурные изменения внутри групп произошли в группах 50-59 и 60-69 лет. В первой группе сократилось число покупателей в возрасте 50-54 лет и стало больше 55-59 лет, во второй категории, напротив, покупатели «помолодели».
Москвичи, уставшие от мегаполиса, лидируют в доле покупателей недвижимости курортной Анапы, составляя 38% от общего числа. На втором месте – жители севера России, которые нуждаются в солнце и тепле. Жители Тюменской области составляют 10% от общего числа покупателей, жители Краснодарского края также составляют 10%. На третьем месте – Санкт-Петербург (5%), на четвёртом – Свердловская область (3%). Остальные области имеют незначительные доли. Жители Тюмени и Краснодарского края проявляют большой интерес к земельным участкам (по стоимости от 500 тыс. руб. за 6 соток). Их покупка – осуществление мечты о собственном домике на море.
Итак, ведущая доля покупателей – жители регионов с высокой покупательной способностью (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Свердловская области), их доля в совокупности составляет 56%. Москвичи чаще покупают жильё с инвестиционными целями или для временного проживания в отпуск/каникулы, для остальных это основное жильё или переезд в более благоприятный климат в зрелом возрасте. Высока доля покупателей из Краснодарского края, цель покупки, вероятнее всего – второе жильё или сдача квартиры в аренду.
Покупатели в целом имеют доход выше среднего и, что ещё важнее, основательный подход к накоплениям. 87% покупателей либо оплачивают покупку единовременно, либо прибегают к небольшой рассрочке – от 3-х месяцев до полугода. Некоторые жители северных областей продают жильё по прежнему месту проживания и перебираются в Анапу. Соответственно, высокий доход и/или достаточный уровень накоплений объясняет распределение по возрастным группам. Так, доля молодых покупателей до 30 лет составляет 6%, до 40 лет – 20%.