Итоги 2015 г. на рынке торговых площадей Красноярска
Предложение, основные тенденции рынка
В совокупности, площадь торговых и торгово-развлекательных центров Красноярска составляет свыше 1,1 млн. кв. м. В структуре розничной торговли супермаркеты и гипермаркеты составляют по площади чуть больше 16%.
Общая площадь всех ТЦ и ТРЦ в Красноярске составляет более 1,1 млн. кв. м. При этом в структуре розничной торговли гипермаркеты и супермаркеты составляют по площади чуть более 16%.
Совокупная площадь качественных торговых и торгово-развлекательных центров – более 600 тыс. кв. м. Подавляющая доля предложения приходится на торговые центры. Значительная доля рынка принадлежит современным ТЦ и РЦ превосходного качества: ТРК «Планета», ТЦ «КомсоМОЛЛ», ТЦ «Атмосфера дома», ТРК «Июнь», ТЦ «Республика» и т.д.
В 2015 г. в Красноярске открылось 4 новых торговых центра: Галерея Енисей (ул. Дубровинского, 1); ТРЦ МАВИ (ул. Щорса, 44); Торгово-административный комплекс «Савита» (ул. Советская, 41); ТРК «Авиатор» на ул. Авиаторов, 5.
За период с 2007 г. по конец 2015 г. торговая площадь объектов городского назначения возросла более чем на 55%: с 253 000 до 600 000 кв. м.
Самые заметные среди объектов качественной торговой недвижимости Красноярска можно увидеть в следующей таблице:
Одной из важнейших тенденций на рынке торговой недвижимости Красноярска в 2014-15 гг. является возведение в приоритет наиболее эффективных брендов, тогда как от менее успешных решений игроки рынка отказываются более легко. Одни магазины получат развитие, другие, наоборот, будут закрыты. Сейчас на рынке торговой недвижимости в Красноярске представлены почти все ведущие федеральные и международные торговые сети, такие, как «М-Видео», «Спортмастер» и т.д.
Размер средней доли вакантных помещений в современных торговых центрах – около 15%. Менее современные объекты переживают отток арендаторов, из-за чего доля свободных площадей в непрофессиональных и малых торговых центрах составляет до 30%.
Перспективное строительство
По данным на начало 2016 года можно выделить следующие значимые проекты торговой недвижимости Красноярска, находящиеся в стадии строительства:
То есть, уже достаточно скоро в Красноярске появится ещё 180 тыс. кв. м торговых и торгово-развлекательных площадей. Показатель обеспеченности населения торговыми площадками благодаря этому достигнет уровня 500-600 кв. м на 1000 жителей. При успешном вводе в эксплуатацию строящихся крупных комплексов, в частности, ТЦ «Торговый квартал», рынок торговых площадей города будет близок к насыщению, потоки посетителей пройдут перераспределение, ведущие марки перейдут из устаревших комплексов в новые.
Высока вероятность появления в долгосрочной перспективе ещё ряда ТЦ: проекта на территории комбайнового завода, ТЦ «Преображенский» и ТРЦ «Новая Взлетка». У именитой шведской компании IKEA имеются планы на строительство ТЦ «МЕГА» с магазином «ИКЕА». Пока что точные сроки реализации и площадь планируемых торговых центров не определены.
Коммерческие условия
По данным на конец 2015 г. средняя ставка современных ТЦ для галереи составляет 1 100 – 2 500 руб. на кв. м. в месяц (с учётом эксплуатационных расходов и без НДС, здесь и далее), в ТЦ старой постройки – 700-1800 руб. за кв. м ежемесячно. Дороже всего стоят небольшие площади – до 25 кв. м. Стоимость аренды в формате стрит-ритейл (на первой линии» - 800-1200 руб. за кв. м.
Прогноз состояния рынка
В среднесрочной перспективе значительного роста арендных ставок не прогнозируется, так как макроэкономическая ситуация нестабильна, количество предложения качественных объектов, в свою очередь, увеличивается. Арендные ставки в качественных ТЦ, скорее всего, будут переживать стагнацию, ставка аренды в торговых центрах с устаревающей концепцией будет снижаться.
Торговые центры с устаревшей концепцией и высоким уровнем вакантных площадей могут быть подвергнуты редевелопменту или реконцепции, при условии, что экономическая ситуация в стране стабилизируется, и спрос начнёт расти.
За 2016 г. средний уровень арендной ставки в качественных торговых центрах составит 1 500 – 3 000 рублей за квадратный метр в месяц. Доля вакантных помещений возрастёт и может дойти до 20%.