В летнем городском лагере завершилась смена
Сконструировать корабль с электромотором и трехметровый бассейн для его ходовых испытаний, построить двухметровый подъемный кран и затем возвести с его помощью башню из деревянных блоков, разработать и запустить ввысь гидропневматическую ракету. Эти и другие инженерные задачи решали на прошлой неделе участники смены «Гонка изобретений» летнего городского лагеря «А101 Лёрнити».
– Такие лагерные смены длиной в неделю мы проводим во время каждых школьных каникул. – рассказывает генеральный директор образовательного бюро «А101 Лёрнити» Елена Игоревна Булин-Соколова. - Ребята делятся на несколько команд, каждая из которых реализовывает собственные инженерные проекты. Но если во время прошлых смен команды в течение всех пяти дней вели по одной большой разработке, то на этой неделе каждый день приносил новый проект. Поэтому нынешняя смена и получила название – «Гонка изобретений».
При этом задания для каждой команды немного различаются, чтобы не плодить ненужной конкуренции. Например, одна группа юных инженеров должна была сконструировать ракету, способную взлететь выше 5 метров над землей, вторая — поднять своей ракетой в воздух 100-граммовый груз, а третья — разработать высокоточный аппарат, который бы при взлете сумел попасть в специальное кольцо. Все эти задачи были с успехом решены — хотя ребятам пришлось крепко поломать головы.
Например, при строительстве «Кран Краныча» 10-летний Иван, третий год занимающийся в «А101 Лёрнити» столярным делом и электроникой, отвечал за шасси и крановую стрелу. В итоге сам кран обзавелся колесами от офисного кресла, а его стрела — конструкцией из роликов, по которым легко скользил подъемный шнур. В четвертом классе, который Иван окончил весной, физику еще не изучают, однако мальчик уже не только отлично знает свойства блоков и рычагов, но и умеет использовать их в своих конструкциях. Сейчас Иван мечтает применить свои знания и конструкторские навыки в «сольном» проекте»: хочет купить два велосипеда и сконструировать из них веломобиль — и даже уже накопил на проект деньги.
Михаил из команды «Черная кость» за время занятий в «А101 Лёрнити» научился работать электролобзиком, шлифовальной машинкой, паяльником, клеевым пистолетом. Все это пригодилось в первый же день лагерной смены: во время работы над пиратской шхуной из пенопласта на электротяге и над деревянным бассейном, в котором затем проводились заплывы кораблей.
Каждая лагерная смена традиционно заканчивается «отчетом» перед родителями — участники показывают им свои разработки и рассказывают об их воплощении в жизнь. «Отчетный вечер» зачастую становится приятным сюрпризом: до этого родители даже не представляли, какие таланты дремлют в их детях.
– Конечно, сын помогает мне в домашних делах, но я и не подозревал, на что он способен! – удивляется Руслан, отец 8-летнего Романа. – Например, во время ремонта в квартире он забивал гвозди — но в нашей квартире нет тех станков и инструментов, которые имеются в мастерской «А101 Лёрнити» и которыми Рома научился тут пользоваться. Причем это обучение было ему в радость: каждый день лагерной смены он просыпался ни свет ни заря и тут же начинал нас тормошить, чтобы поскорее оказаться в команде друзей!
Неудивительно, что многие не ограничиваются одной сменой и становятся постоянными участниками лагеря. Например, для 10-летнего Даниила нынешняя «Гонка изобретений» – уже восьмая смена за последние два года. Его бабушка Эльвира отмечает не только инженерную составляющую этого лагеря, но и его социальный аспект.
– Даня — довольно замкнутый мальчик, он с трудом сходится со сверстниками. Когда я впервые привела его сюда, он чуть ли не до слез испугался незнакомой обстановки, - рассказывает Эльвира. – Сейчас же он буквально рвется сюда — настолько ему здесь интересно и комфортно. И сам он заметно изменился за прошедшее время: стал более общительным, уверенным в себе, ответственным. Я считаю, что это заслуга замечательных педагогов, которые ставят перед ребятишками увлекательные задачи и помогают добиваться совместных решений этих задач.
Действительно, участники лагеря учатся не только изобретать и работать руками, воплощая свои изобретения — здесь они мощно прокачивают и коммуникативные навыки. Например, умение четко распределять задачи и избегать недоразумений во время реализации проектов. В этом ребятам помогают специальные контракты. На одной странице этого документа команда рисует чертежи будущей конструкции, а на другой — фиксирует, какие работы и задачи берет на себя каждый. Затем все они скрепляют контракт своими подписями — и дружно берутся за дело. А в конце каждого дня — обязательное обсуждение проделанной работы. Что было сделано, какие возникли трудности и как их преодолевали — во время этого разговора юные инженеры могут не только обсудить технические детали, но и поделиться своими эмоциями. Так что, что в итоге между ними завязываются тесные дружеские отношения — и многие становятся завсегдатаями мастерской не только во время лагерных смен, но и в течение всего года.