Общественные пространства – важный инструмент городских изменений

24.06.2024

Общественные пространства становятся мощным культурным и экономическим драйвером преобразования исторических районов Петербурга, стимулом для развития и благоустройства соседних кварталов, точками притяжения для жителей и гостей города. При этом основным мотивом для создания частных общественных пространств остается энтузиазм и желание созидать прекрасное – больших денег работа этих площадок не приносит.

 «В Петербурге много исторических зданий и памятников архитектуры, которые находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации. В то же время в городе не хватает качественных мест, где люди могли бы проводить время вне работы и дома. Практика показывает, что решение этих двух непростых задач возможно за счет создания проектов современных общественных пространств, и в этом у петербургского бизнеса уже есть хороший наработанный опыт», – рассказал президент Группы RBI Эдуард Тиктинский в ходе Public talk «Общественные пространства как эликсир роста для больших и малых городов».

  Дискуссия, организованная Медиаклубом RBI и Ассоциацией развития общественных пространств «Место и Люди», состоялась в пространстве Творческой котельной открывшегося год назад Левашовского хлебозавода. Инвестором проекта реконструкции, идейным вдохновителем и создателем культурного пространства выступила Группа RBI.

  По словам председателя совета директоров группы компаний «Севкабель» Александра Вознесенского, большая часть частных проектов общественных пространств сегодня все-таки далеки от сверхприбыли: «Я обсуждал этот вопрос со всеми, кто реализует подобные инициативы в Петербурге. Оказалось, что, вопреки обещаниям консалт-компаний, никто на площадках креативных пространств не зарабатывает. Мы у себя «прокачивали» событийный туризм, делали собственные мероприятия и концерты, организовали каток, пробовали разные форматы – только благодаря этому «Севкабель Порт» является, наверное, единственным неубыточным пространством в городе. Но если говорить в общем, то денег в таких проектах нет».

  Татьяна Максютенко, директор по маркетингу Культурного квартала БРУСНИЦЫН, делится своим опытом и рассказывает о сложностях на пути креаторов, развивающих общественные и культурные пространства: «Пространствам с большой уличной территорией достаточно сложно оставаться в зоне окупаемости, слишком большое количество фондов требуется содержать – фотозоны, зоны прогулок, бесплатные активности для горожан. Мы сделали ставку на значимость места, знаменитого Кожевенного завода. У нашей площадки интересный исторический бекграунд, который повышает туристический потенциал локации, и в целом нам удается сохранять баланс финансовой модели».

  Общественные пространства как шанс для ОКН  

  Одним из важных смыслов переустройства неэффективно используемых территорий и приспособление их под общественные культурные и рекреационные пространства является джентрификация «медвежьих углов» города, трансформация качества городской среды, изменение социального и экономического ландшафта развиваемых локаций, говорят эксперты.

  «Мы все смотрим на западные примеры работы с запущенными территориями, видим, как в той же Англии и Голландии после реализации одного проекта «поднимается» весь район. После того как в этой части острова появились мы, а потом квартал БРУСНИЦЫН, весь район Кожевенной линии изменился к лучшему», признается Александр Вознесенский.

  По словам Татьяны Максютиной, у авторов Культурного квартала БРУСНИЦЫН есть понятная миссия: создание привлекательной общедоступной территории, которая «дарит атмосферу и эмоции». «Это место, куда люди приходят смотреть на Неву, общаться, любоваться подсветкой и архитектурой. Но ключевое – тут человек может чувствовать себя по-другому»,добавила топ-менеджер.

  При этом в Петербурге оздоровление бывших промышленных территорий зачастую невозможно без реконструкции объектов культурного наследия (ОКН), а значит – невозможно их возвращение к жизни и наполнение новым, современным функционалом.

  «Мы беремся за восстановление объектов культурного наследия прежде всего из любви к нашему городу. Миссия RBI – преобразование среды, чтобы мир стал гармоничнее и люди счастливее. Мы стремимся «пересоздавать» город, превращать «медвежьи углы» в новые точки притяжения, и в RBI собралась команда людей, которые делают это на очень высоком уровне, с огромной любовью к Петербургу», – признается Эдуард Тиктинский.

  Задача девелопера при этом не ограничивается реконструкцией здания. Опыт RBI показывает, что не менее важно проработать сильную, экономически-выверенную концепцию общественного пространства. Оптимально – в партнерстве с опытной культурной институцией, обладающей необходимой компетенцией и видением. Только в этом случае есть шанс сохранить и приумножить эффект инвестиций, направленных на реконструкцию исторического здания. 

  «В пространстве Левашовского хлебозавода мы работаем уже год, кропотливо выстраивая программу выставок и концертов таким образом, чтобы формировать нового зрителя, задавая новые тренды в репрезентации искусства и темы для дискурса. И, конечно, для нас важно, что постепенно мы выходим на окупаемость», – говорит основатель школы Masters Полина Бондарева.

  Значимую роль новые культурные пространства могут играть и для малых городов, исторический и событийный туризм для которых может стать первостепенным драйвером экономического роста. Так, одна из главных целей проекта «Остров фортов» – ревитализация Кронштадта, рассказал Константин Чамилович, генеральный директор АНО «Остров фортов».

  «До 44% средств в бюджете проекта «Остров фортов» – это средства меценатов. Создание общественных пространств, объекты туризма, благоустройство идет за счет пожертвований. Разумеется, спонсоры видят, что их средства идут на преображение Кронштадта – вовлекаются в оборот пустующие земли, запускаются новые рекреационные зоны. Там организованы экспозиции, знакомящие посетителей с историей российского флота. Кроме того, растет туристический потенциал острова в принципе. С 2020 года, после старта проекта, турпоток вырос с 1,2 млн до 3,3 млн человек в год, а всего с 2020 года площадку посетили более 8 млн человек», – добавляет Константин Чамилович.

  Нужна стратегия развития

  В Петербурге пока нет общей стратегии работы с креативными площадками, считает сооснователь архитектурного бюро «Хвоя» Георгий Снежкин.
  «Сейчас все занимаются своими наделами – такая немного средневековая история, в которой каждый делает что-то за своим забором. И никто не понимает, что будет из себя представлять, например, Гавань Васильевского острова через 10-20 лет. Возникают парадоксальные ситуации – собственник вкладывается в пространство, а прибыль при этом извлекают те, кто вокруг, потому что благодаря росту трафика и репутации площадки растет ликвидность соседних участков и недвижимости. И наоборот, собственник внезапно решает застроить или продать площадку. И тем самым рушит перспективу развития района в целом», рассказал архитектор.

  По словам Эдуарда Тиктинского, выходом из ситуации может стать создание многофункциональных кварталов, в которых общественная польза и доходная часть дадут синергетический эффект: наличие в проекте коммерческой недвижимости или жилья окупит вложения в создание культурного пространства, а после запуска точка притяжения позитивно повлияет на перспективы развития и благополучие всего района.

  «Такие кварталы город мог бы выводить на аукцион пакетами, а девелопер с необходимой экспертизой создавал бы новые объекты, реконструировал исторические здания и брал бы на себя ответственность за их дальнейшее наполнение новой общественной и коммерческой функциями», – резюмировал Эдуард Тиктинский.


Материалы по теме

общественные пространства

Вернуться к спискуПлощадь у Левашовского хлебозавода примет ретрофестивальВладельцы eSIM закрепились в онлайне
Спецпредложения
1-комн. квартира 5,9 млн.p
1-комн. квартира 5,9  млн.p
Московская обл, Домодедово г, Домодедово с, Строителей б-р, 7
37.4 / 17 / 9 м2 4 этаж из 18
Оставить заявку
2-комн. квартира 8,9 млн.p
2-комн. квартира 8,9  млн.p
Московская обл, Истринский р-н, Высоково д, Высоково-Дачное тер, 1
86.4 / 55.3 / 17.5 м2 4 этаж из 4
Оставить заявку
2-комн. квартира 5,2 млн.p
2-комн. квартира 5,2  млн.p
Московская обл, Подольск г, Филиппова ул, 4
47.5 / 33.1 / 5.5 м2 1 этаж из 5
Оставить заявку
10-комн. квартира 2,2 млн.p
10-комн. квартира 2,2  млн.p
Московская обл, Пушкино г, Ивантеевка г, Фабричный проезд, 2А
80 / 23.2 / 12 м2 3 этаж из 3
Оставить заявку
Дом 183,0 млн.p
Дом 183,0  млн.p
Московская обл, Истринский р-н, Миллениум Парк кп
24 соток / 490 м2
Оставить заявку
Дом 3,8 млн.p
Дом 3,8  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Поварово дп, Юбилейная ул, 33
6.5 соток / 60 м2
Оставить заявку
Участок 3,6 млн.p
Участок 3,6  млн.p
Московская обл, Истринский р-н, Истра-1 г
12 соток
Оставить заявку
1-комн. квартира 19,5 млн.p
1-комн. квартира 19,5  млн.p
Москва г, Генерала Дорохова пр-кт, 39к1Б
27.2 / 18 / 2 м2 12 этаж из 27
Оставить заявку
2-комн. квартира в новостройке 45,0 млн.p
2-комн. квартира в новостройке 45,0  млн.p
Москва г, Шелепихинская наб, 34к2ЗД2
70 / 48 / 10 м2 16 этаж из 19
Оставить заявку
3-комн. квартира 50,0 млн.p
3-комн. квартира 50,0  млн.p
Москва г, Марка Шагала наб, 11к1
99.3 / 47.6 / 20.5 м2 4 этаж из 11
Оставить заявку
2-комн. квартира 13,5 млн.p
2-комн. квартира 13,5  млн.p
Москва г, Рождественская ул, 21к2
55.1 / 32.7 / 8.1 м2 11 этаж из 19
Оставить заявку
2-комн. квартира 16,5 млн.p
2-комн. квартира 16,5  млн.p
Москва г, Барышиха ул, 46
54 / 30 / 9 м2 14 этаж из 14
Оставить заявку
Апартаменты 27,9 млн.p
Апартаменты 27,9  млн.p
Москва г, Новоалексеевская ул, 16к2
51 / 21.4 / 15.2 м2 7 этаж из 19
Оставить заявку
Участок 11,5 млн.p
Участок 11,5  млн.p
Москва г, Воскресенское п, Каракашево д
4.7 соток
Оставить заявку