Второе дыхание культурного наследия – как ведется реконструкция исторических домов
Сохранение архитектурных памятников способствует формированию гармоничной городской среды. Но это сложный процесс, ведь здания, построенные более века назад, зачастую практически не приспособлены к эксплуатации в современных условиях. Эксперты девелоперской компании «Петростиль Инвест» рассказывают об особенностях реконструкции исторических домов на примере клубного дома «Вознесенский 11/3». Мэр столицы Сергей Собянин присвоил специалистам, участвовавшим в его восстановлении, звание «Почетный реставратор города Москвы». Инвестиции в реконструкцию клубного дома «Вознесенский 11/3» составили 1,2 млрд рублей.
Изучение исторического контекста
Учитывая культурную ценность объекта реконструкции, разработку концепции проекта должно предварять изучение исторического контекста. На выбор материалов, дизайнерских и планировочных решений влияют ключевые вехи развития локации и конкретного дома. Если абстрагироваться от этих аспектов, на историческом фундаменте появится новодел, а не полноценный проект реконструкции.
Перед началом реконструкции комплекса «Вознесенский 11/3» специалисты детально изучили историю квартала в районе Большой и Малых Никитских улиц (Занеглименье, западная часть Белого города), в котором он расположен. Развитие торговли в первой половине XIX века стимулировало строительство в районе доходных домов. Один из самых красивых подобных объектов, сегодня получивший имя «Вознесенский 11/3», был возведен в 1908 году в составе усадьбы Соколовых-Сибиряковых по проекту архитектора Мясникова.
В доходных домах, включая современный «Вознесенский 11/3», все помещения в доходном доме были многокомнатными, так как предназначались для состоятельных мещан (горожан). В ходе реконструкции это преимущество здания сохранено. Средняя площадь квартир и апартаментов в «Вознесенском 11/3» – более 110 кв. м. Также в клубном проекте есть характерная для доходных домов парадная лестница, украшенная светильниками, скульптурами и витражами.
«Как правило, в ходе реконструкции исторические здания становятся комплексами апартаментов, – отмечает Дмитрий Мутовкин, генеральный директор девелоперской компании «Петростиль Инвест». – История «Вознесенского 11/3» иная. Изначально здание построено как доходный дом, то есть, говоря современным языком, это был апарт-отель. Реконструкция, вложения в которую составили 1,2 млрд рублей, превратила его в респектабельный клубный проект с квартирами и апартаментами. При этом специалистам удалось сохранить достоинства классического доходного дома: просторность жилья, удобные планировки, роскошные интерьеры подъезда».
Сохранение аутентичных элементов
Разработав концепцию реконструкции объекта, специалисты выявляют степень сохранности аутентичных элементов. Именно подобные архитектурные и интерьерные раритеты превращают здание в произведение искусства, значительно повышают его ценность, приближая к разряду трофейной недвижимости.
Почти все элементы декоративной отделки интерьеров «Вознесенского 11/3» к моменту начала реконструкции были утрачены. В почти неизменном виде до нашего времени дошли две парадные лестничные клетки с каменными ступенями и площадками. Вторая лестница утрачена. Она находилась на месте входа в апартаменты первого этажа. Из других элементов декоративного убранства в интерьерах лестничных клеток сохранились полукруглые стеновые ниши и небольшие окна, выходящие из квартир на лестницу. Остальные составляющие убранства дома реставраторы создали с нуля, ориентируясь на документы вековой давности.
«Реставраторы клубного дома «Вознесенский 11/3» проявили настоящий профессионализм, – говорит Дмитрий Мутовкин. – Внутренний декор и кованые элементы были воспроизведены по сохранившимся документам и фотографиям. Имея в распоряжении небольшое число оригинальных конструкций, чертежи и эскизы, специалисты сумели воссоздать подлинное убранство здания. Реставраторы бережно отнеслись к каждой детали: барельефам на фризе и над оконными проемами, декоративным карнизам, лепнине с растительными и геометрическими орнаментами, узорной метлахской керамической плитке входной группы. Работа реставраторов в итоге была высоко оценена мэром Москвы Сергеем Собяниным, который вручил им государственные награды».
Адаптация под современные потребности
Разумеется, если реконструируемое здание планируется приспособить не под музей, а под клубный дом, объект нужно адаптировать под потребности современных резидентов. Поэтому работа над проектом включает не только сохранение и восстановление исторического наследия, но и аккуратное переформатирование пространства.
В клубном доме «Вознесенский 11/3» девелопер сумел организовать автоматизированный паркинг на первом этаже, а также предусмотреть кладовые помещения на -1 уровне, который был специально раскопан при реконструкции. Кроме того, в здании появились лифты от швейцарского производителя Schindler. На первом этаже камерного дома созданы современные общественные пространства – просторное лобби, клубная комната для встреч и деловых переговоров, колясочные. Таким образом, в «Вознесенском 11/3» удалось совместить культурную ценность объекта с богатой историей и комфорт современного элитного проекта.