В новостройках комфорт-класса продажи коммерческих помещений упали на 40%
Сезон-2022 был неудачным для рынка коммерческих объектов во всех сегментах, но самые большие потери в спросе характерны для комплексов комфорт-класса. Востребованность помещений на их нижних этажах снизилась на 41,5%. Застройщики, работающие в масс-маркете, реализовали торговых и офисных площадей на 57,6 тыс. кв. м меньше, чем в прошлом году. Хуже показатели только в элитном сегменте.
За прошлый год предприниматели разобрали на нижних этажах столичных новостроек 2,1 тыс. юнитов коммерческого назначения. 57,1% продаж относились к проектам комфорт-класса, 36,2% представляли бизнес-класс, 5,1% - премиум-класс, 1,6% - элит-класс. По предварительным итогам сезона-2022 результативность в целом по рынку понизилась в полтора раза. Сильнее всего пострадала самая популярная фракция – лоты в новомосковском масс-маркете. С января по ноябрь 2021-го этот продукт фигурировал более чем в 600 ДДУ. В 2022-м их количество уменьшилось в 2,2 раза. В новостройках бизнес-класса, которые базируются внутри МКАД, спад достигает одной трети. Проекты комфорт-класса на территории «старых» округов недосчитались примерно четвертой части от прошлогоднего объема реализованных юнитов. Сравнительно неплохо пережил кризисный сезон премиум-класс, потерявший одну пятую аудитории. Наиболее стабильной фракцией оказались коммерческие лоты в новостройках бизнес-класса из НАО. Интерес к ним фактически остался на прежнем уровне. Что касается элитного сегмента, то он отметился в структуре сделок лишь четырьмя помещениями.
Вследствие описанных изменений комбинация сегментов и фракций в структуре спроса теперь выглядит так: масс-маркет, потеряв 6,7 процентного пункта, сохранил зыбкое большинство (50,4% от общего количества реализованных объектов коммерческого назначения), бизнес-класс прибавил в весе до 43,2% за счет успеха новомосковской группировки, премиум-класс, где дела шли лучше, чем в среднем по рынку, также нарастил свое представительство – до 6,1%, а элит-класс практически исчез из статистики (доля 0,3%).
В 2022 г. покупатели коммерческой недвижимости переключились на помещения с чуть меньшими габаритами. Поэтому суммарный метраж реализованных площадей сократился больше, чем объем сделок – на 37,4% (с 257,9 до 161,5 тыс. кв. м). В «старомосковских» проектах комфорт-класса метражный показатель просел в полтора раза (до 50,1 тыс. кв. м), у их соседей из бизнес-класса – почти вдвое (до 36,5 тыс. кв. м), у новомосковского масс-маркета – более чем вдвое (до 25,9 тыс. кв. м). В элитных комплексах совокупная площадь купленных площадей (0,7 тыс. кв. м) стала меньше в 17 раз в сравнении с результатами предыдущего сезона. Положительную динамику по этому параметру продемонстрировали «заМКАДовский» бизнес-класс (плюс 25,3% – до 31,2 тыс. кв. м) и премиум-сегмент (плюс 4,9% – до 17,1 тыс. кв. м).